Расчет клиноременной передачи
В другой кинематической схеме привода (рисунок А.1,а), рассматриваемой в заданиях на курсовую работу, в качестве открытой передачи может быть клиноременная передача, показанная на рисунке 7. Она не входит в рассматриваемый комплексный пример, поэтому рассмотрим методику ее расчета на отдельном примере. Исходными данными для расчета клиноременной передачи, например, являются:
– вращающий момент на валу ведущего шкива (момент на валу электродвигателя) Т1 = 32240 Н ×мм;
– мощность на валу ведущего шкива (это требуемая мощность электродвигателя) Р1 = 5,03 кВт;
– частота вращения ведущего шкива (это номинальная частота вращения вала электродвигателя) n1 = 1445 мин–1;
– передаточное число передачи u = uРП= 2,2.
Расчет клиноременной передачи начинается с выбора сечения ремня по номограмме на рисунке 8 в зависимости от мощности Р1 и частоты вращения n1. По исходным данным примера подходит клиновой ремень сечения Б, размеры которого приведены в приложении Б (таблица Б.2). Выбранному сечению Б соответствуют размеры, мм: b0 = 17; bР = 14; y0 = 4;
h = 10,5; площадь сечения А = 138 мм2. Клиновые ремни нормального сечения О применяются только для передач мощностью до 2 кВт.
Рисунок 7 – Геометрические и силовые параметры клиноремерной
передачи
Рисунок 8 – Номограмма для выбора клиновых ремней
нормального сечения
Минимально допускаемое значение диаметра ведущего шкива d1 зависит от сечения ремня: для сечения А – d1 = 90 мм; для сечения Б – d1 = 125 мм; для сечения В – d1 = 200 мм; для сечения Г – d1 = 315 мм. В целях повышения срока службы ремней рекомендуется принимать в качестве диаметра ведущего шкива следующее (или через одно) значение после минимально допустимого диаметра из стандартного ряда диаметров, приведенного в приложении Б (таблица Б. 3). Принимаем d1 = 140 мм.
Определим расчетный диаметр ведомого шкива , мм
. (66)
Полученное расчетное значение диаметра округляем до ближайшего стандартного значения по таблице Б. 3. Принимаем d2 = 315 мм.
Определим фактическое передаточное число ременной передачи
, (67)
где = 0,01 … 0,02 – коэффициент скольжения [4].
Проверим отклонение D фактического передаточного числа от заданного передаточного числа
.
Определим предварительное значение межосевого расстояния ременной передачи в интервале
, ( 68)
. (69)
Межосевое расстояние принимается в рассчитанном интервале после эскизной компоновки привода. В курсовой работе она не выполняется, поэтому можно принять среднее значение межосевого расстояния .
Определим расчетную длину ремня
(70)
. Полученное значение длины ремня округляем до ближайшего стандартного значения (таблица Б. 2). Принимаем L = 1400 мм. Уточняем значение межосевого расстояния передачи по стандартной длине ремня L [3, с. 88]
(71)
.
Для монтажа ремней на шкивах необходимо предусмотреть в конструкции привода возможность уменьшения межосевого расстояния передачи на 1…2% и возможность его увеличения на 5,5% для регулировки натяжения ремней при эксплуатации. Это требование может быть осуществлено различными конструктивными способами [5,с.289].
Определим угол обхвата ремнем ведущего шкива , град.
. (72)
Определим скорость ремня , м/с
. (73)
Определим расчетную мощность , кВт, передаваемую одним клиновым ремнем проектируемой передачи [6, с.272]
(74)
где номинальная мощность, кВт, передаваемая одним клиновым ремнем базовой передачи, выбираемая методом интерполирования из таблицы 11. Для рассматриваемого примера .
Таблица 11 – Номинальная мощность , кВт, передаваемая одним клиновым ремнем базовой передачи [8, с. 489 – 490]
Сечение ремня; L0, мм | Диаметр шкива d1, мм | Скорость ремня V, м/с | ||||||
Номинальная мощность , кВт | ||||||||
А L0 = 1700 мм | 0,52 | 0,74 | 1,33 | 1,69 | 1,84 | 1,69 | ||
0,52 | 0,81 | 1,40 | 1,87 | 1,99 | 1,91 | |||
0,52 | 0,81 | 1,47 | 2,03 | 2,41 | 2,29 | |||
Б L0 = 2240 мм | 0,74 | 1,10 | 2,06 | 2,88 | 2,94 | 2,50 | ||
0,81 | 1,25 | 2,23 | 3,16 | 3,60 | 3,24 | |||
0,96 | 1,40 | 2,50 | 3,60 | 4,35 | 4,35 | |||
В L0 = 3750 мм | 1,40 | 2,14 | 3,68 | 5,28 | 6,25 | 5,90 | ||
1,62 | 2,42 | 4,27 | 5,97 | 7,15 | 6,70 | |||
1,77 | 2,65 | 4,64 | 6,34 | 7,50 | 7,73 |
поправочные коэффициенты, выбираемые для условий работы проектируемой передачи по таблице 12.
Определим для рассматриваемого примера поправочные коэффициенты (при отношении ) по таблице 12 .
Таблица 12 – Значения поправочных коэффициентов С
–коэффициент угла обхвата ведущего шкива | |||||||||||||||||||||||||||||||
a1, град. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1,0 | 0,98 | 0,95 | 0,92 | 0,89 | 0,86 | 0,82 | |||||||||||||||||||||||||
коэффициент влияния отношения выбранной длины ремня L к базовой длине L0 (таблица 11) | |||||||||||||||||||||||||||||||
L / L0 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | |||||||||||||||||||||||||
0,82 | 0,89 | 0,95 | 1,0 | 1,04 | 1,07 | ||||||||||||||||||||||||||
коэффициент передаточного отношения | |||||||||||||||||||||||||||||||
1,0 | 1,25 | 1,5 | 1,75 | 2,0 | 2,25 | 2,5 | 2,75 | ³ 3,0 | |||||||||||||||||||||||
1,0 | 1,08 | 1,1 | 1,115 | 1,125 | 1,13 | 1,135 | 1,138 | 1,14 | |||||||||||||||||||||||
коэффициент режима нагрузки | |||||||||||||||||||||||||||||||
Характер Нагрузки | Спокойная | Умеренные колебания | Значительные колебания | Ударная | |||||||||||||||||||||||||||
1 … 1,2 | 1,1 … 1,3 | 1,3 … 1,5 | 1,5 … 1,7 | ||||||||||||||||||||||||||||
коэффициент числа ремней | |||||||||||||||||||||||||||||||
Z | 2 … 3 | 4 … 6 | > 6 | ||||||||||||||||||||||||||||
0,95 | 0,9 | 0,85 | |||||||||||||||||||||||||||||
– коэффициент влияния центробежных сил | |||||||||||||||||||||||||||||||
Сечение | А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||||
0,1 | 0,18 | 0,3 | 0,6 | ||||||||||||||||||||||||||||