Техническкая характеристика привода
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка курсового проекта содержит 49 листов, 12 рис., 6 таблиц, 9 источников. Графическая часть КП содержит 1 лист формата А1- чертеж общего вида редуктора, лист формата А2- чертеж общего вида муфты, 2 листа формата А3- деталировка.
Целью курсового проекта является разработка проекта ленточного конвейера. Заданная схема представляет собой: электродвигатель, упругую втулочно-пальцевую муфту, привод, состоящий из одноступенчатого редуктора с закрытой зубчатой прямозубой передачей и вертикальным расположением валов (тихоходный вал находится над быстроходным) на быстроходный вал которым передается вращательный момент от электродвигателя, и горизонтальной открытой зубчатой передачей передающей момент от редуктора на привод транспортера.
При проектировании заданного привода учитывались критерии по снижению массы привода, габаритных размеров и повышению КПД привода.
В пояснительной записке проекта выполнены расчеты и конструирование валов редуктора, проверочные расчеты тихоходного вала, определены размеры основных элементов корпуса редуктора, рассчитаны и сконструированы подшипниковые опоры, выполнен выбор призматических шпонок и проверочный расчет шпоночных соединений. Подобрана оптимальная система смазки подшипников и зацепления зубчатых колес. Рассмотрены вопросы сборки редуктора, регулировки осевой игры подшипников, мероприятий по охране труда и технике безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………....5
1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ…………………………………………………………………………...…….6
2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИВОДА………………………………………………………..7
3. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА…...........8
4.ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЗАКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ……………………………………………………………………10
5. РАСЧЕТ ЗАКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ…………………………………………………...………13
6. ВЫБОР МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОТКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ………………………………………………………………..………19
7. РАСЧЕТ ОТКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ……………………………………………………...……20
8. ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ И КОНТСРУИРОВАНИЕ ВАЛОВ………………………………………..……23
9. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС………………………………………………………...…….26
10. КОНСТРУИРОВАНИЕ КОРПУСА РЕДУКТОРА………………………………………………..………29
11. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭСКИЗНОЙ КОМПАНОВКИ РЕДУКТОРА………………………………….……….30
12. СОСТАВЛЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ СХЕМ ВАЛОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПОРНЫХ РЕАКЦИЙ,
ПОСТРОЕНИЕ ЭПЮР ИЗГИБАЮЩИХ И КРУТЯЩИХ МОМЕНТОВ………………...…...………..31
13. ВЫБОР, РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ………………………..……………………………….35
14. РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ……………………………….………………………………..37
15. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА НА УСТАЛОСТНУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ………………………………………………………………….…………………………………39
16. ВЫБОР СМАЗКИ ЗАЦЕПЛЕНИЯ И ПОДШИПНИКОВ………………..……………………………….42
17. ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЙ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ПРИВОДА…..………………….43
18. РАСЧЕТ, ВЫБОР УПРУГОЙ МУФТЫ ………………………………………………..………...……….44
19. СБОРКА РЕДУКТОРА, РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДШИПНИКОВ И ЗАЦЕПЛЕНИЯ
ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ………………………………...……………………………..…….………..………45
20.УКАЗАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………...……………………………………………………….……………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..………………….…………..48
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………49
ВВЕДЕНИЕ
Необходимо спроектировать привод, имеющий следующие характеристики:
- мощность на выходном валу P4 = 2 кВт
- частота вращения выходного вала n4 = 40 об/мин
- коэффициент перегрузки Кп = 2,1
- срок службы привода L = 5 лет
- работа 1 сменная
- рабочих дней 250
- переменная нагрузка, согласно графику
Т4 = 0,8Тн
Привод состоит из:
- асинхронный двигатель обдуваемый 4А112MA8У3, мощностью 2,2 кВт и частотой вращения 705 об/мин;
- муфта упругая втулочно-пальцевая: номинальный крутящий момент 30,5 Нм, частота вращения 705 об/мин;
-цилиндрический вертикальный зубчатый редуктор: передаточное число 5, межосевое расстояние 112 мм, крутящий момент на тихоходном валу 144 Нм, частота вращения выходного вала 141 об/мин;
- открытой зубчатой передачи: передаточное число 3,5 , межосевое расстояние 180 мм, номинальный вращающий момент на тихоходном валу 479 Н∙м, частота вращения выходного вала 40 об/мин.
В результате взаимодействия всех частей привода осуществляется передача крутящего момента прямопропорционально передаточному числу привода и снижению оборотов пропорционально общему передаточному числу.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
ГОСТ 19523-81 электродвигатели асинхронные
ГОСТ 1013-76 масла авиационные
ГОСТ 3128-76 штифты цилиндрические
ГОСТ 5915-70 гайки шестигранные
ГОСТ 6402-70 шайбы пружинные
ГОСТ 8752-79 манжеты резиновые армированные
ГОСТ 11371-78 шайбы
ГОСТ 8331-78 шарикоподшипники радиальные однорядные
ГОСТ 23360-78 шпонки призматические
ГОСТ 13568-75 цепи приводные роликовые нормальной серии однорядные типа ПР
ГОСТ 18511-73 крышки торцовые глухие
ГОСТ 18512-73 крышки торцовые с отверстием для манжетного уплотнения
ГОСТ 11738-84 винты с цилиндрической головкой и шестигранным углублением под ключ класса точности А
ГОСТ 14734-69 Концевые шайбы
ГОСТ 7798-70 Болты с шестигранной головкой класса точности В
Рисунок 6 – Быстроходный вал (вал-шестерня)
(8.2)
Принимаем стандартное значение
Диаметры остальных участков вала назначаются из конструктивных и технологических соображений, учитывая, например, удобство насадки на вал подшипников, зубчатых колес и т.п. При этом размеры должны браться из стандартного ряда чисел
Тогда
диаметр вала под уплотнение;
диаметр посадочной поверхности под подшипники;
d1б =39 мм
Целесообразно изготавливать вал заодно с шестерней в виде детали вал-шестерня.
Диаметр выходного конца ведомого вала
Принимаем .
Рисунок 7 – Тихоходный (выходной) вал
Тогда диаметры остальных участков вала:
диаметр под уплотнением;
диаметр посадочной поверхности под подшипники;
диаметр посадочной поверхности под колесом;
диаметр бурта;
Шестерня может быть выполнена с валом как одна деталь вал-шестерня (рисунок 8). df1<dб1
Рисунок 8- вал-шестерня.
РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Для всех шпоночных соединений принимаем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78 в зависимости от диаметра вала. . (14.1)
Рисунок 12- шпоночное соединение.
Ведущий вал.
Шпонка под посадку упругой муфты.
Исходные данные для выбора шпонки:
Диаметр вала под полумуфту d1 = 40 мм. Длину шпонки принимаем:
l= 32 мм выбираем шпонку .
Ведомый вал.
Шпонка под посадку зубчатого колеса редуктора: диаметр шейки под посадку зубчатого колеса ; длина ступицы зубчатого колеса ; длина шпонки
Шпонка под посадку шестерни открытой зубчатой передачи: диаметр шейки под посадку d2 = 34 мм; длина ступицы шестерни длина шпонки
Проверку шпоночных соединений проводим по напряжениям смятия по формуле
(11.1)
где рабочая длина шпонки;Т – передаваемый момент на валу шпонки,
d – диаметр вала, t1 – глубина паза вала, h - высота шпонки.
Для шпонки ведущего вала под посадку упругой муфты:
Для шпонки ведомого вала под посадку зубчатого колеса:
Для шпонки ведомого вала под посадку шестерни открытой зубчатой передачи:
Во всех случаях напряжения , что обеспечивает условие прочности шпоночных соединений редуктора
Т а б л и ц а 6 – основные параметры выбранных шпонок.
Наименование | d , мм | T, Нм | bxhxl, мм | |
Ведущий вал | 29,95 | 10x8x38 | 22,3 | |
Ведомый вал | 144,111 | 10x8x40 | 94,2 | |
144,111 | 14x9x50 | 50,8 |
РАСЧЕТ, ВЫБОР УПРУГОЙ МУФТЫ
При монтаже приводных установок необходимо обеспечивать соосность соединяемых валов. Если в процессе эксплуатации она сохраняется, то для соединения валов пригодны жесткие муфты. Однако не всегда может сохранятся соосность валов: под действием тепловых и силовых факторов возникают деформации, приводящие к смещению соединенных муфтой валов - осевому, радиальному, угловому. Для предотвращения опасных перегрузок, возникающих в результате таких смещений, ставят компенсирующие муфты.
Тип компенсирующей муфты известен из задания. Размер муфты выбирается в зависимости от диаметра вала и величины крутящего момента. Муфта выбирается по большему диаметру концов соединяемых валов. Диаметр посадочных поверхностей под полумуфты могут быть различными.
Тип муфты: упругая втулочно-пальцевая
Номинальный крутящий момент:
Максимальное число оборотов:
Диаметры отверстий: d=40 мм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной работы приведен кинематический и силовой расчет привода, подобран электродвигатель 4A112MA8Y3 с номинальной мощностью Pном=2,2 кВт, частотой вращения nном=705 об/мин, общим передаточным числом Uобщ=17,625. При расчете закрытой зубчатой передачи определено: межосевое расстояние а=112 мм, модуль m=2 , окружная скорость вращения колес V1 = V2=1,37 м/с, ширину колеса b2=45мм и шестерни b1=50мм, число зубьев колеса z2=93 и шестерни z1=19; усилия в зацеплении: радиальные Rr=562 H, окружные Rt=1544 H, нормальные Rn=1643,1 H. Так же произвели расчет открытой зубчатой передачи и определили аналогичные характеристики: межосевое расстояние а=180 мм, модуль m=4 , окружная скорость вращения колес V1 = V2=0,586 м/с, ширину колеса b4=56мм и шестерни b3=63мм, число зубьев колеса z4=70 и шестерни z3=20; усилия в зацеплении: радиальные Rr=1242,6 H, окружные Rt=3413,9 H, нормальные Rn=3633,1 H. Подобрали радиальные подшипники легкой серии №207 и №208; 3 шпоночных соединения, удовлетворяющих условию , а именно: 1) 2) 3) l=32мм . Так же определили необходимые характеристики требуемой в задании упругой втулочно –пальчиковой муфты: T=375H*м, ,d=40 мм.
Даны рекомендации по сорту масла и смазке зубчатого зацепления и подшипников качения, по выбору посадок деталей редуктора, монтажу редуктора. Выполнены чертежи общего вида эскизного и технического проектов, вертикального цилиндрического редуктора, муфты, рабочие чертежи тихоходного вала и колеса. На стадии проектирования предусмотрены некоторые меры по обеспечению безопасной эксплуатации привода, применены принципы стандартизации и унификации деталей и их элементов. Полученные результаты обеспечивают работоспособность и надежность конструкции привода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проектирование механических передач: Учебно-справочное пособие для втузов / С.А. Чернавский, Г.А. Снесарев, Б.Б. Козенцов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1984. -560 с.
2. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Калининград: Янтар. сказ, 1999. - 454 с.
3. Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для студентов втузов / Под ред. В.А.Финогенова. - М.: Высш. шк., 1998. - 383 с.
4. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов / П.Ф.Дунаев, О.П.Леликов. -М.: Высш. шк., 1998. - 447 с.
5. Дунаев П. Ф. Деталей машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для техникумов / П.Ф.Дунаев, О.П.Леликов. - 2-е изд. -М.: Высш. шк., 1990. - 399 с.
6. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для техникумов / С.А.Чернавский, Г.М.Ицкович, К.Н.Боков и др. -М.: Машиностроение, 1979. - 351 с.
7. Прикладная механика: Учеб. пособие / А.Т.Скойбеда, А.А.Миклашевич, Е.М.Левковский и др.; под общ. ред. А.Т.Скойбеды. -Минск: Высш. шк., 1997. - 522 с.
8. Чернилевский Д.В. Детали машин. Проектирование приводов технологического оборудования: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Машиностроение, 2001. - 560 с.
9. Методические указания к выполнению расчетно-графической работы и раздела курсового проекта "Кинематический и силовой расчет механического привода" по курсам "Основы конструирования машин", "Детали машин и ОК", "Прикладная механика" для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / сост. С.Б.Бережной, В.Г.Сутокский, В.В.Посохов. - Кубан. гос. технол. ун-т, Краснодар, 1996. - 36 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка курсового проекта содержит 49 листов, 12 рис., 6 таблиц, 9 источников. Графическая часть КП содержит 1 лист формата А1- чертеж общего вида редуктора, лист формата А2- чертеж общего вида муфты, 2 листа формата А3- деталировка.
Целью курсового проекта является разработка проекта ленточного конвейера. Заданная схема представляет собой: электродвигатель, упругую втулочно-пальцевую муфту, привод, состоящий из одноступенчатого редуктора с закрытой зубчатой прямозубой передачей и вертикальным расположением валов (тихоходный вал находится над быстроходным) на быстроходный вал которым передается вращательный момент от электродвигателя, и горизонтальной открытой зубчатой передачей передающей момент от редуктора на привод транспортера.
При проектировании заданного привода учитывались критерии по снижению массы привода, габаритных размеров и повышению КПД привода.
В пояснительной записке проекта выполнены расчеты и конструирование валов редуктора, проверочные расчеты тихоходного вала, определены размеры основных элементов корпуса редуктора, рассчитаны и сконструированы подшипниковые опоры, выполнен выбор призматических шпонок и проверочный расчет шпоночных соединений. Подобрана оптимальная система смазки подшипников и зацепления зубчатых колес. Рассмотрены вопросы сборки редуктора, регулировки осевой игры подшипников, мероприятий по охране труда и технике безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………....5
1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ…………………………………………………………………………...…….6
2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИВОДА………………………………………………………..7
3. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА…...........8
4.ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЗАКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ……………………………………………………………………10
5. РАСЧЕТ ЗАКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ…………………………………………………...………13
6. ВЫБОР МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОТКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ………………………………………………………………..………19
7. РАСЧЕТ ОТКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ……………………………………………………...……20
8. ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ И КОНТСРУИРОВАНИЕ ВАЛОВ………………………………………..……23
9. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС………………………………………………………...…….26
10. КОНСТРУИРОВАНИЕ КОРПУСА РЕДУКТОРА………………………………………………..………29
11. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭСКИЗНОЙ КОМПАНОВКИ РЕДУКТОРА………………………………….……….30
12. СОСТАВЛЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ СХЕМ ВАЛОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПОРНЫХ РЕАКЦИЙ,
ПОСТРОЕНИЕ ЭПЮР ИЗГИБАЮЩИХ И КРУТЯЩИХ МОМЕНТОВ………………...…...………..31
13. ВЫБОР, РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ………………………..……………………………….35
14. РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ……………………………….………………………………..37
15. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА НА УСТАЛОСТНУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ………………………………………………………………….…………………………………39
16. ВЫБОР СМАЗКИ ЗАЦЕПЛЕНИЯ И ПОДШИПНИКОВ………………..……………………………….42
17. ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЙ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ПРИВОДА…..………………….43
18. РАСЧЕТ, ВЫБОР УПРУГОЙ МУФТЫ ………………………………………………..………...……….44
19. СБОРКА РЕДУКТОРА, РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДШИПНИКОВ И ЗАЦЕПЛЕНИЯ
ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ………………………………...……………………………..…….………..………45
20.УКАЗАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………...……………………………………………………….……………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..………………….…………..48
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………49
ВВЕДЕНИЕ
Необходимо спроектировать привод, имеющий следующие характеристики:
- мощность на выходном валу P4 = 2 кВт
- частота вращения выходного вала n4 = 40 об/мин
- коэффициент перегрузки Кп = 2,1
- срок службы привода L = 5 лет
- работа 1 сменная
- рабочих дней 250
- переменная нагрузка, согласно графику
Т4 = 0,8Тн
Привод состоит из:
- асинхронный двигатель обдуваемый 4А112MA8У3, мощностью 2,2 кВт и частотой вращения 705 об/мин;
- муфта упругая втулочно-пальцевая: номинальный крутящий момент 30,5 Нм, частота вращения 705 об/мин;
-цилиндрический вертикальный зубчатый редуктор: передаточное число 5, межосевое расстояние 112 мм, крутящий момент на тихоходном валу 144 Нм, частота вращения выходного вала 141 об/мин;
- открытой зубчатой передачи: передаточное число 3,5 , межосевое расстояние 180 мм, номинальный вращающий момент на тихоходном валу 479 Н∙м, частота вращения выходного вала 40 об/мин.
В результате взаимодействия всех частей привода осуществляется передача крутящего момента прямопропорционально передаточному числу привода и снижению оборотов пропорционально общему передаточному числу.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
ГОСТ 19523-81 электродвигатели асинхронные
ГОСТ 1013-76 масла авиационные
ГОСТ 3128-76 штифты цилиндрические
ГОСТ 5915-70 гайки шестигранные
ГОСТ 6402-70 шайбы пружинные
ГОСТ 8752-79 манжеты резиновые армированные
ГОСТ 11371-78 шайбы
ГОСТ 8331-78 шарикоподшипники радиальные однорядные
ГОСТ 23360-78 шпонки призматические
ГОСТ 13568-75 цепи приводные роликовые нормальной серии однорядные типа ПР
ГОСТ 18511-73 крышки торцовые глухие
ГОСТ 18512-73 крышки торцовые с отверстием для манжетного уплотнения
ГОСТ 11738-84 винты с цилиндрической головкой и шестигранным углублением под ключ класса точности А
ГОСТ 14734-69 Концевые шайбы
ГОСТ 7798-70 Болты с шестигранной головкой класса точности В
ТЕХНИЧЕСККАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИВОДА
Номинальная мощность электродвигателя, кВт 2,2
Номинальная частота вращения электродвигателя, об/мин 705
Общее передаточное число привода 17,625
Общий коэффициент полезного действия 0,89
Номинальный вращающий момент на выходном валу, Нм 479
Частота вращения выходного вала, об/мин 40