Классификация автомобильного транспорта
ДВИГАТЕЛЬ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Общее устройство автомобиля
Автомобиль представляет собой сложный механизм, состоящий из различных систем и механизмов. Выпускается множество различных марок и моделей автомобилей, но любой автомобиль состоит из трех основных частей: кузова, двигателя и шасси.
Кузовслужит для размещения перевозимого груза. В легковых автомобилях и автобусах в кузове находятся, как правило, пассажиры и водитель. Кузов грузового автомобиля состоит из платформы для груза и кабины водителя.
Двигатель— машина, преобразующая тепловую энергию топлива в механическую работу.
Шассисостоит из трансмиссии, несущей системы, мостов, подвески, колес и механизмов управления.
На рис. 1.1 показано устройство автомобиля КамАЗ-5320.
Крутящий момент, создаваемый двигателем, с помощью трансмиссии передается на ведущие колеса автомобиля.
В состав трансмиссии входят: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, которая устанавливается в картерах ведущих мостов, где размещены дифференциал и полуоси, посредством которых крутящий момент от главной передачи подводится к ведущим колесам.
На полноприводных автомобилях, где все колеса ведущие, между коробкой передач и главной передачей устанавливается раздаточная коробка.
Несущая система является базой всего автомобиля, к ней относится рама или кузов (легковой автомобиль).
Рис. 1.1. Устройство автомобиля КамАЗ-5320: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — карданная передача; 5— средний мост; 6— рама; 7— задняя подвеска; 8— задний ведущий мост; 9 — платформа с откидными бортами; 10 — задние ведущие колеса; 11 — баллоны тормозной системы; 12 — передние управляемые колеса; 13 — рулевое управление; 14 — кабина
Колеса устанавливаются на мостах, которые через подвеску связаны с рамой. Совокупность данных элементов называют ходовой частью.
Система управления состоит из механизмов рулевого управления и тормозной системы.
Взаиморасположение двигателя, механизмов трансмиссии, кабины и грузовой платформы, т. е. компоновка автомобиля, может быть самым разнообразным.
Классификация автомобильного транспорта
Состав из автомобиля и буксируемого им прицепа или полуприцепа называется автопоездом.
Автомобильный транспорт делится на грузовой, пассажирский и специальный.
К грузовому автотранспорту относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.
К пассажирскому автотранспорту относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.
Автомобили вместимостью до восьми человек (включая водителя) относятся к легковым, свыше восьми человек — к автобусам.
К специальному автотранспорту относятся автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ, оснащенные соответствующим оборудованием, — машины для уборки улиц, пожарные, автокраны и т. п. Использование прицепов позволяет увеличить производительность транспортных работ и снизить себестоимость перевозок. К прицепному автотранспорту относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Одноосные прицепы (рис. 1.2, а) соединяются с автомобилем с помощью дышла. При хранении прицепа используются передняя и задняя опоры.
От двухосного прицепа (рис. 1.2, б) вертикальные нагрузки на автомобиль не передаются.
Прицепы-роспуски (рис. 1.2, в) применяются для перевозки длинномерных грузов. Они имеют поворотный конник 3, представляющий собой опорную поворачивающуюся балку, которая обеспечивает правильное размещение груза.
Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется раздвижным, что позволяет перевозить грузы различной длины.
Полуприцепы (рис. 1.2, г) передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, которое расположено на раме вместо кузова. Такие автомобили называются седельными тягачами. Часть нагрузки от массы полуприцепа и массы перевозимого им груза распределяется на раму седельного тягача. Отсоединенный от тягача полуприцеп опирается на поддерживающую опору 4.
г) |
Рис. 1.2. Виды прицепного автотранспорта: а — одноосный прицеп; б — двухосный прицеп; в — прицеп-роспуск; г — полуприцеп; 1 — подставка; 2 — дышло; 3 — поворотный конник; 4 — стойка
Обозначение отечественного подвижного состава состоит из названия завода-изготовителя и четырехзначных цифр, где первая цифра обозначает класс автомобиля, вторая — вид автомобиля, а две последние — порядковый номер модели автомобиля.
Виды автомобилей и их обозначения:
1 — легковые;
2 — автобусы;
3 — грузовые;
4 — тягачи;
5 — самосвалы;
6 — цистерны;
7 — фургоны;
8 — резерв;
9 — специальные.
Легковые автомобили делят на пять классов в зависимости от рабочего объема двигателя:
Класс Рабочий объем двигателя, л
Особо малый................................... До 1,099
Малый.............................................. 1,1—1,799
Средний........................................... 1,8—3,499
Большой.......................................... 3,5 и более
Высший............................................ Не регламентируется
Автобусы делят на пять классов в зависимости от длины:
Класс Длина, м
Особо малый................................... До 5
Малый.............................................. 6—7,5
Средний........................................... 8,5—10
Большой.......................................... 11—12
Особо большой............................... 16,5—24
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от их полной массы (в тоннах) делятся на следующие классы: менее 1,2; 1,2-2; 2-8; 8-14; 14-20; 20-40; более 40 т.
Таблица 1.1 иллюстрирует цифровую классификацию отечественных автомобилей.
Пятая цифра в обозначении — модификация базовой модели. В обозначение машин экспортного исполнения добавляется шестой знак: экспортному исполнению присваивается цифра 6, тропическому исполнению — 7.
Для прицепов, полуприцепов и роспусков предусмотрены следующие классы: 8 — прицепы; 9 — полуприцепы и роспуски. Вид обозначается второй цифрой, которая соответствует виду автомобиля, например, 1 — прицеп или полуприцеп к легковым автомобилям, 2 — к автобусам и т. д.
Таблица 1.1. Индексы автомобильных подвижных составов в зависимости от класса
Легковые автомобили | Автобусы | Грузовые автомобили | ||||||||
Рабочий объем двигателя, л | Индекс | Длина, м | Индекс | Полная масса, т | с бортовой платформой | седельные тягачи | самосвалы | цистерны | фургоны | специальные |
До 1,099 | До5 | До 1,2 | ||||||||
1,1-1,799 | 6-7,5 | 1,2-2 | ||||||||
1,8-3,499 | 8-10 | 2-8 | ||||||||
Свыше 3,5 | 11-12 | 8-14 | ||||||||
16,5-24 | 14-20 | |||||||||
20-40 | ||||||||||
Свыше 40 |
Третья и четвертая цифры обозначения прицепов и полуприцепов определяют модель в зависимости от их полной массы и представляют собой ряд номеров (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Цифровое обозначение прицепов, полуприцепов, роспусков в зависимости от их полной массы
Полная масса, т | Группа | Индекс | |
прицепа и полуприцепа | роспуска | ||
До4 | Доб | 01-24 | |
4-10 | 6-10 | 25-49 | |
10-16 | 10-16 | 50-69 | |
16-24 | 16-24 | 70-84 | |
Свыше 24 | Свыше 24 | 85-99 |
Примеры обозначения автомобилей:
КамАЗ-5320 — грузовой автомобиль, выпускаемый Камским автомобильным заводом, полная масса 15 305 кг, модель 20;
КамАЗ-5511 — самосвал, полная масса 19 000 кг, модель 11;
ВАЗ-21036 — легковой автомобиль, рабочий объем двигателя 1,3 л, выпускается Волжским автомобильным заводом, с правым расположением органов управления;
ОдАЗ-99871 — полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода с цельнометаллическим кузовом, полная масса 29,2 т.