Порядок выполнения работы. 1.Изучить назначение, устройство и работу раздаточной коробки
1.Изучить назначение, устройство и работу раздаточной коробки
2.Рассмотреть и уметь объяснить следующие схемы:
2.1.Передачу крутящего момента от ведущего вала раздаточной коробки к заднему и переднему ведущим мостам
3. Выписать основные параметры, характеризующие раздаточные коробки изучаемых автомобилей
3.1.Тип раздаточной коробки и место ее установки
4.Составить отчет о работе, дать ответ на контрольные вопросы
6.1. Общие положения и содержание работы
На автомобилях повышенной проходимости с передним и задним ведущими мостами для распределения крутящего момента между ними устанавливают раздаточную коробку.
Раздаточные коробки различают по числу передач, числу и расположению валов, наличию и типу межосевого дифференциала, наличию муфт блокировки дифференциала и отключения привода переднего моста.
По числу передач раздаточные коробки могут быть одно- и двухступенчатыми. Конструктивно раздаточная коробка представляет собой редуктор, позволяющий увеличивать крутящий момент на ведущих колесах автомобиля при движении его в тяжелых дорожных условиях. Наличие в раздаточной коробке двух передач дает возможность изменять передаточные числа трансмиссии и удваивать общее число передач. Это способствует эффективному использованию автомобиля в различных дорожно-климатических условиях.
Раздаточную коробку устанавливают за коробкой передач и соединяют с ней карданным валом.
Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-ЗЗО97 «Садко» (рис. 6.1) - двухступенчатая, с несоосными выходными валами, с отключаемым приводом переднего моста. Ведущий вал 11 раздаточной коробки соединен с выходным валом коробки передач. Передний шарикоподшипник вала 11 расположен в стенке картера раздаточной коробки, а задний роликоподшипник - в выточке зубчатого колеса 13, изготовленного как одно целое с ведомым валом привода заднего моста автомобиля.
Перемещаясь по шлицам, шестерня 7 промежуточного вала 6 может входить в зацепление с зубчатыми колесами 9 и 13, а шестерня 12 ведущего вала 11 - с колесом 10. Колесо 13, кроме наружного зубчатого венца, имеет внутренний венец для зацепления с шестерней 12. Колеса 9 и 10 закреплены на шлицах валов неподвижно.
Крутящий момент от ведущего вала 11 передается к переднему мосту автомобиля с помощью зубчатых колес 12, 13, 7 и 9. При введении шестерни 12 в зацеплении с внутренним зубчатым венцом колеса 13 включается высшая (прямая) передача привода заднего моста, а если шестерня 7 входит в зацепление с зубчатыми колесами 13 и 9, - прямая передача привода переднего моста. При перемещении шестерни шлицах корпуса 25 находится подвижная муфта 5 блокировки дифференциала. Внутри корпуса дифференциала установлена ось 30 с двумя сателлитами 29, находящимися в постоянном зацеплении с шестернями 35 и 28, закрепленными с помощью шлицевого соединения на валах 8 и 27 привода переднего и заднего ведущих мостов автомобиля. Вал 8 привода переднего моста имеет зубчатый венец 7 для блокировки дифференциала. При блокировке дифференциала подвижная муфта 5 соединяет с помощью зубчатого венца 7 вал 8 с корпусом 25 дифференциала.
6.1- рисунок. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-ЗЗО97 «Садко»
Раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2141 «Нива» (рис. 6.2) - двухступенчатая, с соосными выходными валами, дифференциальным приводом ведущих мостов и принудительной блокировкой дифференциала. Привод переднего моста включен постоянно.
Рис. 6.2. Раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2141 «Нива»:
а - конструкция; б - детали межосевого дифференциала; в - кинематическая схема; 1 - ведомая шестерня высшей передачи; 2 - подшипники дифференциала;
3, 34 - пружинные шайбы; 4, 31 - стопорные кольца; 5 - муфта блокировки дифференциала; 6 - зубчатый венец корпуса дифференциала; 7 - зубчатый венец вала; 8 - вал привода переднего моста; 9 - фланец; 10 - сальник; 11 - пробка сливного отверстия; 12, 13 - шестерни привода спидометра; 14 – пробка заливного отверстия.
В картере 19 раздаточной коробки размещены ведущий 22 и промежуточный 24 валы, валы привода переднего 8 и заднего 27 мостов автомобиля и корпус 25 дифференциала. На ведущем валу 22 свободно установлены косозубые шестерни высшей 17 и низшей 20 передач, находящиеся в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами промежуточного вала 24, выполненном заодно с валом в виде блока шестерен. Между шестернями 17 и 20 на ведущем валу неподвижно закреплена ступица муфты 18 переключения передач, имеющая наружные шлицы, на которых установлена скользящая муфта. При включении высшей передачи муфта 18 переключения передач соединяет с ведущим валом свободно вращающуюся шестерню 17, а при включении низшей передачи - шестерню 20.
Левая шестерня промежуточного вала 24 находится в постоянном зацеплении с косозубой шестерней 1, прикрепленной болтами к корпусу 25 дифференциала. На шлицах корпуса 25 находится подвижная муфта 5 блокировки дифференциала. Внутри корпуса дифференциала установлена ось 30 с двумя сателлитами 29, находящимися в постоянном зацеплении с шестернями 35 и 28, закрепленными с помощью шлицевого соединения на валах 8 и 27 привода переднего и заднего ведущих мостов автомобиля. Вал 8 привода переднего моста имеет зубчатый венец 7 для блокировки дифференциала. При блокировке дифференциала подвижная муфта 5 соединяет с помощью зубчатого венца 7 вал 8 с корпусом 25 дифференциала. Раздаточная коробка закреплена на кузове автомобиля. Ее опоры, установленные на осях 33, состоят из кронштейнов 16, в которые запрессованы резиновые подушки 32.
На полноприводных грузовых автомобилях с колесной формулой 4х4 или 6х6, где вертикальная нагрузка на переднюю ось составляет приблизительно половину нагрузки на заднюю ось или заднюю тележку, дифференциальный привод в раздаточной коробке должен распределить момент между передним и задним мостом или мостами задней тележки в соответствующей пропорции. Такое распределение осуществляется при помощи несимметричного дифференциала. Так, в автомобиле КамАЗ-4310 для этой цели используется несимметричный блокируемый цилиндрический дифференциал, в автомобилях МАЗ-5434 и МАЗ-64255 (лесовозные тягачи) с колесной формулой соответственно 4х4 и 6х6, а также полноприводных автомобилях МАЗ-6317 и самосвалах МАЗ-55513 применяется одноступенчатая раздаточная коробка с несимметричным блокируемым коническим дифференциалом.
Содержание отчета
В отчете лабораторной работе №6 должны быть представлены следующие сведения:
-цель работы;
-общие положения;
-порядок выполнения работы и результаты экспериментов;
-выводы и заключения.
6.3. Контрольные вопросы
1. Предназначение раздаточной коробки.
2. На какие виды разделяют раздаточные коробки.
3.Каким образом осуществляется управление раздаточной коробкой?
4. Принцип работы раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-ЗЗО97 «Садко».
5. Принцип работы раздаточной коробки автомобиля ВАЗ-2141 «Нива».