Автоматические системы управления переключением передач
Управление ступенчатой гидромеханической коробкой передач обычно автоматическое. Момент переключения определяется по двум параметрам: скорости движения автомобиля и нагрузке двигателя (положению педали управления двигателем). Система гидравлического управления переключением передач включает в себя:
- масляные насосы, создающие давление в гидромагистрали;
- датчик скорости центробежного типа;
- датчик нагрузки, связанный с педалью управления двигателем;
- золотники управления, фильтры, перепускные и обратные клапаны, микровыключатели и другие устройства, обеспечивающие работу системы автоматического управления;
- контролер для выбора режима, управляемый водителем.
Масляная система (рис. 5.6, а и б) является исполнительной частью системы автоматического управления. При помощи двух масляных насосов: переднего 18, приводимого от двигателя (насосного колеса), и заднего 2, приводимого от промежуточного вала коробки передач, - в магистрали масляной системы создается давление, а система автоматического управления в соответствии с положениями датчиков направляет масло под давлением в требуемый исполнительный механизм (цилиндры 14 фрикционов переключения передач, цилиндр 8 фрикциона блокировки трансформатора).
Передний насос нагнетает масло при неподвижном автобусе и при трогании с места, а задний насос - при движении автобуса. Как только давление масла, нагнетаемого задним насосом, становится достаточным, передний насос автоматически отключается и работает на слив.
Масло подается так же для подпитки гидротрансформатора, к клапану 21 управления тормозом-замедлителем 1, к масляному радиатору 22, для смазывания коробки передач. К масляной системе относятся следующие элементы: маслоприем-ники 19, размещенные в поддоне; регулятор давления 6 в главной магистрали, управляющей подпиткой и отключающей передний насос при достижении заданнего давления; регулятор режима давления 13, устанавливающий рабочее давление в главной магистрали в зависимости от положения педали управления двигателем, связанной с приводом 17; включатели 9, 10, 11 соответственно блокировки гидротрансформатора и переключения передач; главный золотник 12; регулятор давления 7 в гидротрансформаторе; обратные клапаны 4 и 15, перепускной клапан 5, масляный фильтр тонкой очистки 3, обеспечивающие надежную работу масляной системы.
Рис. 5.6. Принципиальные схемы масляной системы (а), работа клапана управления тормозом-замедлителем (б) и автоматической системы управления (в) гидромеханической коробки передач.
Система управления (рис. 5.6, б) автоматически переключает передачи в зависимости от положения педали управления двигателем и скорости движения автобуса. Датчиком перемещения педали служит эксцентрик 30, связанный с приводной тягой. При перемещении педали эксцентрик, поворачиваясь, воздействует на рычаг 29, который в свою очередь перемещает главный золотник 12. Датчиком скорости служит центробежный регулятор 31, который также воздействует на рычаг 29, перемещающий главный золотник. Чем больше нагрузка и чем выше скорость движения, тем больше перемещение главного золотника 12. Включение той или иной передачи зависит от положения главного золотника.
Рассмотрим работу системы управления на примере включения одной из передач. При определенном положении главного золотника 12 главная магистраль сообщается с каналом одного из включателей 9, 10 или 11, который замыкает электрическую цепь; ток поступает к одному из электромагнитов 23, 24, 27 или 28, которые через переключатель 25 и 26 перемещают золотник периферийных клапанов 15 и 20. При этом масло из главной магистрали поступает в цилиндр соответствующего фрикциона, вследствие чего происходит включение передачи.
Включение тормоза-замедлителя 1 (рис. 5.6, б) происходит по сигналу от крана управления, при этом золотник клапана 21 перемещается, занимая определенные (уравновешенные) положения, при которых происходит регулируемое наполнение рабочей полости тормоза маслом, чем и достигается эффект замедления. При включенном тормозе-замедлителе его рабочая полость сообщается со сливом.
В рассматриваемой коробке предусмотрен предварительный выбор режима при помощи контроллера, управляемого водителем. Контроллер имеет положения А1, А2, ЗХ, ПП, Н, которые соответствуют: А1 - автоматически включаются первая и третья передачи и третья с блокировкой гидротрансформатора; А2 - автоматически включаются первая и вторая передачи и вторая передача с блокировкой гидротрансформатора; ЗХ - включается передача заднего хода; ПП - принудительно включается первая передача; Н - в коробке устанавливается нейтральное положение.
В последнее время электрические системы управления переключением передач активно вытесняются электронными системами, которые позволяют повысить точность, надежность, быстродействие систем управления и упростить их обслуживание.
С развитием микропроцессорной техники появилась возможность автоматизировать процесс переключения в ступенчатых механических коробках передач, трудность автоматизации которого объясняется в необходимости за время переключения, т.е. практически одновременно управлять двигателем, сцеплением и коробкой передач; причем последовательность и характер управления данными агрегатами зависит от режима движения и условий эксплуатации автомобиля.
Такие автоматические системы управления переключением передач собирают и обрабатывают информацию о состоянии и режимах движения автомобиля, выбирают направление и момент переключения, управляют двигателем, сцеплением и коробкой передач в процессе переключения, производят выбор и включение требуемой передачи после торможения, а также осуществляют самодиагностику элементов системы управления. Они состоят из измерительного, управляющего и исполнительного блоков. Элементами измерительного блока являются датчики, которые отображают состояние узлов силового агрегата, автомобиля в целом и снабжают управляющий блок необходимой информацией. А также коммутирующее устройство, служащее для передачи информации от датчиков к управляющему блоку. Управляющий блок - микро-ЭВМ - представляет собой интегральную схему, включающую микропроцессор, который может выполнять универсальный набор инструкций, запоминающее устройство для хранения программ и данных и устройство ввода-вывода для сопряжения управляющего блока с измерительным и исполнительным блоками.
Элементами исполнительного блока являются распределительные устройства (электромагнитные клапаны) и исполнительные механизмы (силовые цилиндры), осуществляющие силовые воздействия на органы управления двигателем, сцеплением и коробкой передач.
Содержание отчета
В отчете лабораторной работе №5 должны быть представлены следующие сведения:
-цель работы;
-общие положения;
-порядок выполнения работы и результаты экспериментов;
-выводы и заключения.
5.3. Контрольные вопросы
1. Общее устройство и принцип действия гидромеханической коробки передач.
2. Автоматическая система управления гидромеханической коробки передач.
3.Гидромеханическая коробка передач автомобиля
4. Фрикционы коробок передач
5. Автоматические системы управления переключением передач