Порядок выполнения работы. 1.Изучить назначение, устройство и работу синхронизаторов и механизмов переключения
1.Изучить назначение, устройство и работу синхронизаторов и механизмов переключения передач.
2.Рассмотреть и уметь объяснить следующие схемы:
2.1.Передачу усилия от рычага переключения передач к шестерням и синхронизаторам.
2.2.Работу синхронизатора при переключении передач
3. Выписать основные параметры, характеризующие синхронизаторы и механизмы переключения передач коробок передач изучаемых автомобилей
3.1.Тип синхронизаторов и место их установки
3.2.Тип механизма переключения передач
3.3.Конструктивные особенности синхронизаторов коробок передач
4.Составить отчет о работе, дать ответ на контрольные вопросы
4.1. Общие положения и содержание работы
Синхронизаторы обеспечивают бесшумное переключение передач за счет предварительного выравнивания угловых скоростей шестерни и вала, увеличение долговечности шестерен, снижение нервно-мышечной напряженности водителя из-за облегчения управления коробкой, повышение динамических свойств автомобиля и безопасности движения.
Принцип действия синхронизатора заключается в использовании инерции соединяемых деталей трансмиссии для предотвращения преждевременного включения передачи путем поворота запирающего звена - блокирующих колец или пальцев относительно скользящей зубчатой муфты.
Включение передачи при этом состоит из трех этапов.
На первом этапе под действием момента трения происходит выравнивание угловых скоростей вала и шестерни включаемой передачи. В это время, запирающее звено смещено на некоторый угол относительно ступицы синхронизатора и не позволяет переместить скользящую зубчатую муфту в сторону включаемой шестерни.
На втором этапе происходит разблокировка синхронизатора путем возвращения деталей запирающего устройства в первоначальное положение относительно скользящей зубчатой муфты.
На третьем этапе производится зацепление зубьев скользящей муфты с зубьями муфтового соединения шестерни включаемой передачи.
Синхронизаторы автомобиля ВАЗ-2110 (рис. 4.1) состоят из ступицы 5, установленной на шлицах вторичного вала 7 коробки передач, скользящей муфты 2, трех сухарей 4 с шариковыми фиксаторами 3 и пружинами и двух блокирующих колец 1 (с двух сторон) с внутренними коническими по-верхностями. На этих поверхностях нарезана резьба и выполнены продольные канавки для разрыва масляной пленки на конусных поверхностях кольца и венца шестерни включаемой передачи с целью повышения трения между ними. Блокирующие кольца имеют зубчатые венцы, шаг которых равен шагу внутренних зубьев скользящей муфты и зубчатых венцов 9 включаемых шестерен 6 и 8, а также шесть выступов, которые заходят в пазы ступицы 5. При этом три коротких выступа заходят в пазы, в которых расположены сухари фиксаторов, а более длинные и широкие - в другие пазы. Выступы установлены в пазах с боковыми зазорами, равным половине толщины зуба муфты, и ограничивают угол поворота блокирующего кольца относительно ступицы. При таком соединении ступица вращается совместно с блокирующими кольцами (I).
Рис. 4.1. Детали и работа синхронизатора третьей и четвертой передачи автомобиля ВАЗ-2110:
(нейтральное положение муфты синхронизатора); II - начало включения передачи; Ш - передача выключена.
Во время работы синхронизатора при перемещении вилки 10 скользящая муфта 2 с помощью подпружиненных шариков 3 увлекает за собой сухари фиксаторов 4, которые, упираясь в длинные выступы блокирующего кольца, прижимают его внутреннюю поверхность к конической поверхности шестерни 8. Под действием сил трения между ними и инерции синхронизируемых масс блокирующее кольцо 1 поворачивается относительно ступицы 5 до упора длинных выступов кольца в боковые стенки пазов ступицы. Вследствие этого окружного смещения боковые скосы скользящей муфты 2 упираются в боковые скосы блокирующего кольца, и дальнейшее ее перемещение становится невозможным (II) до тех пор, пока не уравняются угловые скорости шестерни 8 и вторичного вала 7. При этом прекращается трение фрикционных конусов блокирующего кольца 1 и шестерни 8, вследствие чего исчезает сила, прижимающая скошенные поверхности зубьев муфты и кольца. Освобожденная муфта свободно входит своими внутренними зубьями в зацепление с зубчатыми венцами блокирующего кольца 1 и шестерни 8 вторичного вала коробки передач, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней соответствующей передачи первичного вала. Крутящий момент от первичного вала передается через шестерню 8, скользящую муфту 2 и ступицу 5 на вторичный вал 7 коробки передач. При полностью выключенной передаче восстанавливаются зазоры между сухарями 4 и выступами блокирующего кольца и пазами ступицы (III).
Аналогично работают синхронизаторы автомобилей ГАЗ-3110 «Волга», ГАЗ-33021 «Газель», ГАЗ-2752 «Соболь», ГАЗ-3307, только у них вместо подпружиненного цилиндрической пружиной шарикового фиксатора установлены блокирующие пружинные кольца, а в синхронизаторах коробок передач фирмы Zahnradfabrik в узле фиксатора вместо шарика используется стержень со сферической головкой.
В 5-ти ступенчатой коробке передач КамАЗ-141 и 10-ти ступенчатой - КамАЗ-152, устанавливаемой на автомобилях семейства Камского автомобильного завода, а также в 9-ти ступенчатой коробке передач ЯМЗ-202, используемой на вышеуказанных автомобилях Минского автомобильного завода используются синхронизаторы с блокирующими и фиксирующими пальцами.
Синхронизатор второй и третьей передач коробки ЯМЗ-202 показан на рис. 4.2. Этот синхронизатор состоит из каретки 5, двух фрикционных конусных колец 3, восьми блокирующих пальцев 4 и четырех пальцев фиксаторов 11. Каретка 5 имеет внутреннее шлицованное отверстие, состоящее из зубчатых венцов, которыми она соединяется со шлицованной частью вторичного вала 8 базовой коробки. Каретка постоянно вращается вместе с этим валом. Крайние зубчатые венцы утонены по сравнению со средним и в комплекте с зубчатым венцом вторичного вала при включении второй и третьей передачи образуют «замок», предотвращающий самовыключение передач на ходу автомобиля. В плоскости, перпендикулярной оси вала, в каретке просверлены четыре глухих отверстия, предназначенные для установки пружин 11 и шариков фиксаторов 10, а по окружности параллельно этой оси просверлены восемь отверстий под блокирующие пальцы и четыре отверстия под пальцы фиксаторов. Отверстия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, равным углу фасок блокирующих пальцев. В нейтральном положении блокирующие пальцы находятся в отверстиях каретки с зазором (положение I). На наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы напрессованы фрикционные конусные кольца 3. После напрессовки колец концы пальцев развальцовываются. На конической поверхности колец профрезерованы прямоугольные канавки для удаления продуктов износа, а по окружности нарезаны винтовые канавки для выдавливания с конических поверхностей трения масла при прижатии кольца к конусу включаемой шестерни.
Рис. 4.2. Синхронизатор второй и третьей передачи коробки ЯМЗ-202 и его работа:
1 - шестерня третьей передачи; 2 - фрикционный конус шестерни третьей передачи; 3 - фрикционные конусные кольца синхронизатора; 4 - блокирующий палец; 5 - каретка синхронизатора; 6 - фрикционный конус шестерни второй передачи; 7 - шестерня второй передачи; 8 - вторичный вал базовой коробки передач; 9 - пружина фиксатора; 10 - шарик фиксатора; 11 - палец фиксатора; I - нейтральное положение муфты синхронизатора; II - начало включения синхронизатора; Ш - передача включена.
Пальцы фиксаторов 11 установлены в отверстиях каретки между фрикционными кольцами 3. В средней части пальцы имеют канавку, в которую входит шарик 10, поджатый пружиной 9. В нейтральном положении под действием пружины 9 шарик прижимается к пальцу, входит в его канавку и предотвращает самопроизвольное перемещение каретки.
Работа синхронизатора состоит в следующем. При включении, например, третьей передачи каретка синхронизатора под действием усилия от вилки переключения передачи стремится сдвинуться влево. При начальном перемещении каретки вследствие небольшого усилия шарики фиксаторов не утапливаются, и каретка вместе с пальцами фиксаторов и фрикционными кольцами перемещается до касания конусной поверхности кольца с конусом 2 шестерни третьей передачи. Так как до этого движение осуществлялось на второй передаче, а каретка жестко соединена со вторичным валом, то окружная скорость каретки меньше окружной скорости шестерни третьей передачи 1 вторичного вала, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней третьей передачи промежуточного вала. При соприкосновении конуса фрикционного кольца 3 с конусом 2 шестерни третьей передачи 1 под действием сил трения шестерня увлекает за собой каретку, поворачивая ее относительно блокирующих пальцев 4.
При этом фаски отверстий каретки упираются в фаски блокирующих пальцев и дальнейшее перемещение каретки до полного выравнивания окружных скоростей становится невозможным (II). Когда исчезнут сила инерции и момент трения, блокирующие пальцы 4 займут среднее (плавающее) положение относительно отверстий в каретке 5 и каретка получает возможность под действием усилия от вилки переключения продвинуться дальше в осевом направлении. При этом шарики фиксаторов 10 утапливаются, преодолевая сопротивление пружин 9, и каретка по большим диаметрам блокирующих пальцев 4 передвигается в сторону третьей передачи (III). Зубчатый венец каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи. Включение второй передачи происходит аналогично с той лишь разницей, что в этом случае окружная скорость каретки будет больше окружной скорости шестерни второй передачи 7, и при соприкосновении конусов каретка под действием момента трения будет тормозиться, проворачиваясь относительно блокирующих пальцев в обратную, чем при включении третьей передачи, направлении.
В синхронизаторах коробок передач автомобилей ЗИЛ-431410, ЗИЛ-4343 и ГАЗ-4301 отсутствуют пружины 9 и шарики 10, а пальцы фиксаторов выполнены разрезными. Между половинками этих пальце расположены две цилиндрические пружинки. В результате этого полуцилиндры разрезного пальца фиксатора, имеющие в средней части канавку, прижимаются поверхностью канавки к кромкам отверстия в каретке и препятствуют ее самопроизвольному перемещению.
Содержание отчета
В отчете лабораторной работе №4 должны быть представлены следующие сведения:
-цель работы;
-общие положения;
-порядок выполнения работы и результаты экспериментов;
-выводы и заключения.
4.3. Контрольные вопросы
1. Что такое синхронизатор и для чего его используют?
2. Схема и принцип работы синхронизатора коробок передач.
3. Детали и работа синхронизатора третьей и четвертой передачи автомобиля ВАЗ-2110.
4. Как происходит фиксация включения той или иной передачи?
5. Синхронизатор второй и третьей передач коробки ЯМЗ-202.