Тема лекции 15 Общая компоновка автобуса
15.1 Характеристика весовых и габаритных параметров
Требования к параметрам, характеризующим геометрические размеры рабочего места водителя, расположение органов управления и обзорность рабочего места водителя устанавливает ГОСТ 12.2.023-76.
Как и для грузовых автомобилей, для автобусов в законодательном порядке во многих странах регламентируются предельно допустимые весовые параметры и габаритные размеры.
В СНГ автобусы подразделяются (как и грузовые автомобили) на две группы: группа А - автобусы, предназначенные для внутригородских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров, т. е. для эксплуатации на автомобильных дорогах 1- и 2-й категорий общей сети; группа Б - автобусы, предназначенные для местных перевозок пассажиров, т. е. для эксплуатации на всех дорогах общей сети.
Осевая нагрузка для автобусов группы А ограничивается: для городских и пригородных - 15 кН, для междугородных - 100 кН; для автобусов группы Б - 70 кН.
При компоновке автобуса конструктор, комбинируя расположение двигателя, коробки передач, запасного колеса и других агрегатов, выбирая расположение дверей, базу и свесы, достигает оптимального распределения осевых нагрузок, с тем, чтобы равномерно загрузить шины переднего и заднего мостов.
Снижение массы автобуса достигается расположением силового агрегата сзади и смещением его к левому борту, применением пневматической подвески, низкопрофильных шин, новых несущих систем для кузовов, пассажирских сидений, наиболее полно отвечающих требованиям эргономики, новых материалов, прогрессивной технологии изготовления и др.
15.2 Анализ конструктивных схем расположения двигателя и трансмиссии
Расположение двигателя оказывает решающее влияние на компоновку автобуса. В настоящее время применяют следующие основные схемы расположения двигателя: двигатель расположен впереди (рисунок 15.1, а); над передней осью (рисунок 15.2, б); под полом в пределах базы (рисунок 15.1, в); сзади с продольным расположением двигателя (рисунок 15.1, г) и со смещением его к левому борту (рисунок 15.1, д).
При переднем расположении двигателя распределение осевых нагрузок на дорогу неблагоприятно и приводит к уменьшению переднего свеса и увеличению заднего. К недостаткам этой схемы относятся плохая изоляция салона от двигателя, опасность возникновения вибрации вследствие применения многозвенной трансмиссии.
К положительным качествам передней компоновки относятся: простота управления силовым агрегатом и удобство установки радиатора охлаждения, возможность размещения багажников сзади и с боков.
Наиболее приемлемым для междугородних и туристских автобусов является заднее расположение двигателя. К его преимуществам относятся: изоляция двигателя от салона; минимальные вибрации; хорошее распределение осевых нагрузок; возможность создания емких багажников под полом по всей ширине автобуса и хорошая доступность к двигателю вне салона.
К недостаткам двух последних схем следует отнести затрудненность управления силовым агрегатом и размещения радиатора охлаждения двигателя.
Рисунок 15.1. Основные схемы расположении двигателя и трансмиссии автобуса |
Для городских автобусов наиболее сложным является выбор схемы расположения двигателя и трансмиссии. Приходится учитывать и параметры, характеризующие удобство, безопасность и быстроту входа, прохода и выхода пассажиров, которые определяются числом и высотой ступеней, уровнем пола и его ровностью, шириной прохода, наличием накопительных площадок у дверей, шириной, расположением и числом дверей.
В нашей стране предусматривается преимущественный рост производства автобусов большой и особо большой вместимости. Например, вместо городского автобуса ЛиАЗ-677М будет выпускаться большой городской автобус ЛиАЗ-5256 с расположением силового агрегата в заднем свесе, что позволит улучшить планировку салона, понизить уровень пола, уменьшить шум и вибрации, улучшить условия работы водителя и др. В автобусах средней и большой вместимости с задним расположением силового агрегата возможны два варианта: расположение двигателя сзади по продольной оси автобуса (рисунок 15.1, г) и расположение сзади под углом примерно 6° к продольной оси автобуса и со смещением к левому борту (рисунок 15.1, д). Второй вариант имеет ряд преимуществ: позволяет выполнить пол ровным по всей длине автобуса на высоте 630 мм, что на 110 мм ниже, чем в первом варианте, снизить массу автобуса примерно на 150 кг, уменьшить площадь ступенек и подножек в два раза и др.
15.3 Выбор базы, переднего и заднего свесов
Эти размеры зависят от схемы расположения двигателя и трансмиссии, расположения дверей, распределения осевых нагрузок, параметров маневренности и проходимости, устойчивости и управляемости автобуса.
Для современных европейских автобусов длиной 11 и 12 м база составляет 5,4...6,7 м. Для стандартного городского автобуса длиной 11 м база в разных странах колеблется в узких пределах: 5500...5600 мм.
Для междугородных автобусов желательно увеличение колесной базы по условиям устойчивости и комфортабельности; для автобусов, эксплуатирующихся на горных дорогах,- уменьшение по условиям маневренности; для городских автобусов - уменьшение по условиям маневренности и размещения дверей в пределах переднего и заднего свесов.
Во многих странах задний свес составляет в процентах от базы: в Англии - не более 60 %; в Голландии и Швейцарии - не более 67 %; во многих странах Европы - не более 60%.
15.4 Выбор высоты уровня пола
Удобство, безопасность и быстрота входа и выхода пассажиров городских автобусов определяется в значительной степени числом ступенек и их высотой, высотой уровня пола и его ровностью. Поэтому в городских автобусах стремятся снизить высоту уровня пола и сделать его ровным. Высота уровня пола зависит во многом от принятой схемы расположения двигателя и трансмиссии. Расположение двигателя сзади со смещением его к левому борту обеспечивает снижение пола и позволяет выполнить его ровным.
Высота уровня пола Н9 (рисунок 15.2) зависит также от радиуса колеса Н11, высоты картера главной передачи Н1, типа подвески, обусловливающей динамический ход сжатия подвески С.
Рисунок 15.2. Схема заднего моста для определения уровня пола автобуса |
ГОСТ 10022-75 регламентирует высоту уровня пола Н9 (рисунок 15.4) в проходе для незагруженного городского и пригородного автобусов, которая должна быть не более: для автобусов длиной 7...7,5 м - 880 мм; 8 м и более - 740 мм; при расположении двигателя под полом в пределах базы 820 мм.
В местах расположения сидений допускается повышение уровня пола Н10 не более 200 мм.
Высота подножки относительно уровня дороги без нагрузки Н11 должна быть не более 400 мм для автобусов длиной 7...7,5 м и не более 360 мм для автобусов длиной свыше 8 м; высота ступени Н12 должна быть не более 270 мм.
В местах расположения сидений повышение уровня пола Н9 (рисунок 15.4) допускается ГОСТ 21777-76 не более 270 мм. Высота подножки относительно уровня дороги без нагрузки Н10 должна быть не более 430 мм, а высота ступенек Н11 - не более 300 мм.
15.5 Размещение радиатора, запасного колеса, аккумулятора и топливного бака
Расположение радиатора определяется многими факторами, поэтому нет конкретных рекомендаций по данному вопросу. Лучше располагать радиатор в непосредственной близости от двигателя. При заднем продольном расположении двигателя чаще всего радиатор располагают рядом с двигателем параллельно или перпендикулярно к его осевой линии. Естественный напор воздуха в таких случаях используется незначительно, и необходимая подача вентилятора возрастает.
При размещении запасного колеса исходят из двух моментов: распределения осевых нагрузок на дорогу, возможности при наименьших усилиях одному водителю снять и установить запасное колесо массой 80... 140 кг. Вертикальное положение предпочтительнее, так как водителю легче перекатить колесо, закрепить в приспособлении и поднять.
Если запасное колесо располагается под полом, оно занимает горизонтальное положение; если выше пола (сзади сбоку, сзади в моторном отсеке, впереди за сиденьем водителя и др.) - вертикальное.
На городских автобусах запасное колесо не устанавливают.
Аккумуляторные батареи размещают в специальных выдвижных ящиках в кузове, чаще всего под полом, иногда в моторном отсеке. Масса аккумуляторных батарей составляет 60...120 кг, и поэтому при компоновке автобуса расположением батарей можно в определенной степени регулировать распределение осевых нагрузок на дорогу.
Топливный бак обычно размещают сбоку в пределах базы. При продольном расположении двигателя в пределах базы топливный бак удобно размещается сзади под рамой, что способствует улучшению распределения осевых нагрузок на дорогу. Практически масса заправленных топливных баков автобусов составляет 95...350 кг.
15.6 Планировка пассажирского помещения
Общие сведения
Под планировкой пассажирского помещения понимают размещение сидений, рабочего места водителя, бытовых устройств (багажников, гардероба, туалета, буфета и др.), дверей, ступенек и поручней. Планировка пассажирского помещения автобуса определяется: назначением автобуса; стандартами, нормами или требованиями эксплуатационных организаций; размерами автобуса; компоновкой автобуса (расположением двигателя, размерами колесной базы переднего и заднего свесов, размерами шин); требованиями к комфортабельности и наличием бытовых устройств.
Нормы по планировочным размерам пассажирских помещений автобусов изложены в ГОСТ 10022-75 и ГОСТ 21777-76.
Планировка пассажирских помещений классифицируется по количеству рядов и расположению сидений. По первому признаку различают планировки: четырехрядную, трехрядную, двухрядную и смешанную; по второму — с сиденьями, расположенными по ходу движения автобуса; против движения автобуса; вдоль бортов; с продольным смещением, и планировку купейного типа.
Планировка пассажирского помещения городских и пргородних автобусов
Для городских автобусов основными требованиями являются удобство, безопасность и быстрота входа, прохода и выхода пассажиров, быстрота сообщения и приспособленность к суточным изменениям интенсивности пассажиропотока.
Для городских автобусов в качестве основной принята трехрядная планировка сидений (рисунок 15.3, а). В обоснованных случаях на отдельных участках пассажирского помещения допускается установка двухместных сидений у обоих бортов (рисунок 15.3, б). Для пригородных автобусов принята четырехрядная планировка (рисунок 15.3, в).
Для городских автобусов отношение числа мест стоящих пассажиров при номинальной вместимости к числу мест для сидения должно быть более 2:1, для пригородных — менее 2:1.
а,б - соответственно трехрядная и смешанная планировка городского автобуса; в - планировка пригородного автобуса |
Рисунок 15.3. Планировки городских и пригородных автобусов |
Номинальную вместимость автобусов следует определять исходя из полезной площади салона и номинальных норм площади, отводимой для пассажиров. ГОСТ 10022-75 установлены следующие нормы площади для пассажиров городских и пригородных автобусов: на одного сидящего пассажира - не менее 0,315 м2; на одного стоящего пассажира - не менее 0,2 м2 (5 человек на 1 м2). В «часы пик» допускается для городских автобусов уменьшение нормы площади на одного стоящего пассажира до 0,125 м2 (8 чел. на 1 м2).
Основные параметры пассажирских сидений и пассажирского помещения, регламентированные ГОСТ 10022-75 (рисунок 15.4).
Рисунок 15.4. Основные параметры планировки пассажирского помещения
Городского и пригородного автобусов
Планировка пассажирского помещения междугородних и туристических автобусов
Для этих автобусов характерно отсутствие пассажирообмена в пути или небольшой пассажирообмен. Основные требования, предъявляемые к междугородным автобусам: высокая степень комфорта и безопасности, большая скорость и наличие багажного помещения. Для междугородных и туристских автобусов наибольшее распространение получила планировка с четырехрядным расположением сидений.
Номинальная вместимость автобусов определяется исходя из полезной площади пола пассажирского помещения и номинальной нормы площади для сидящего пассажира.
В автобусах дальнего следования, в которых разрешен проезд только сидящих пассажиров, полезной является площадь, занятая сиденьями и включающая участки перед сиденьями для ног пассажиров. Таким образом, площадь центрального прохода и свободная площадь пола, которая не может быть использована для сидений, в полезную не входят.
Номинальная норма площади для одного сидящего пассажира, согласно ГОСТ 21777-76, равна: для междугородных автобусов - 0,340 м2, для туристических - 0,370 м2.
Для автобусов дальнего следования применяются сиденья, имеющие спинки с подголовниками, регулируемые по углу наклона, и могут применяться двухместные сиденья, регулируемые по ширине. Ширина двухместного регулируемого по ширине сиденья в крайнем сдвинутом положении должна быть не менее 880 мм, в крайнем раздвинутом положении — не менее 950 мм.
Основные параметры пассажирских сидений и пассажирского помещения, регламентированные ГОСТ 21777-76, показаны на рисунке 15.5.
Багаж размещают в специальных багажниках, расположенных под полом. Вместимость багажников определяется исходя из нормы приблизительно 0,1 м3 на пассажира.
Рисунок 15.5. Основные параметры планировки междугородного автобуса
Литература: 2[136-144]
Контрольные вопросы:
1) Дайте характеристику весовым и габаритным параметрам автобусов.
2) Проведите анализ конструктивных схем расположения двигателя и трансмиссии.
3) Как выбирается высота уровня пола?
4) Как проводится планировка пассажирского помещения городских автобусов?
5) Как проводится планировка пассажирского помещения междугородних автобусов?