Тема лекции 5 Технический уровень и экономическая эффективность автомобилей (продолжение)
5.1 Показатели управляемости и устойчивости
Для оценки управляемости АТС используется усилие на рулевом колесе при определенном режиме поворота. В соответствии с ГОСТ 21398-75 усилие на рулевом колесе при переходе от прямолинейного движения к движению (передним внешним колесом) по окружности радиусом 12 м при скорости 10 км/ч на горизонтальном участке с сухим твердым ровным покрытием не должно превышать: 245 Н - для рулевого управления без усилителя на пути не более 17 м; 118 Н - для рулевого управления с усилителем на пути не более 11 м; 490 Н - в случае прекращения действия усилителя на пути не более 17 м. При передней осевой нагрузке более 55 кН усилие в случае прекращения действия усилителя на пути не более 17 м не должно превышать 600 Н.
Показатели устойчивости управления при движении определяются при выполнении маневров «переставка», «поворот» и «торможение на повороте» на автополигоне. К ним относятся: устойчивость управления траекторией
(в баллах); устойчивость курсового управления (в баллах); устойчивость против опрокидывания (в баллах); предельная скорость выполнения маневра; скорость начала снижения устойчивости управления траекторией; скорость начала снижения устойчивости курсового управления; скорость появления курсовых колебаний; скорость начала снижения устойчивости против опрокидывания.
Минимальный допустимый угол опрокидывания при испытаниях на стенде составляет 21°.
Для оценки поперечной устойчивости АТС против опрокидывания используется коэффициент поперечной устойчивости, который равен отношению бокового ускорения центра масс автомобиля к ускорению свободного падения в момент потери устойчивости при круговом движении.
Коэффициент поперечной устойчивости определяется по формуле:
(5.1)
где - угол поперечной устойчивости автомобиля на наклонной площадке.
Так как угол , то
5.2 Требования к системе внешнего освещения и световой сигнализации
Для обеспечения необходимых условий видимости водителем дороги автомобиль оборудуют фарами четырех типов: ближнего света, дальнего, широкоугольно - противотуманного и скоростного (фары - прожекторы дальнего света).
Минимальный комплект обязательных для каждого транспортного средства светосигнальных приборов состоит из: указателей поворотов; сигнала торможения; габаритных огней; фонаря освещения номерного знака; фонарей, обозначающих автопоезд.
Международными нормативными документами по внешним световым приборам являются: Правило № 48 ЕЭК ООН, Директивы ЕЭС 76/756, 80/233, 82/244, 83/276 и ISO-R-303. В нашей стране в автомобильной светотехнике используются европейские нормы безопасности, поэтому требования отечественных государственных стандартов, касающиеся светового оборудования транспортных средств, практически совпадают с требованиями Правила № 48 ЕЭК ООН.
5.3 Требования к пассивной безопасности автомобиля
В настоящее время нормативные документы по пассивной безопасности в основном относятся к легковым автомобилям.
Основным способом защиты водителя и пассажиров легкового автомобиля от травмирования является обеспечение надлежащей прочности и жесткости кузова, при которых исключается его смятие в случае удара или опрокидывания автомобиля. Ударно-прочностные свойства кузова легкового автомобиля регламентируются ОСТ 37.001.263—83 и ОСТ 37.001.264—83.
_ __ __ |
Создаются конструкции легковых автомобилей с жестким салоном и легко деформируемыми передней и задней частями, поглощающими энергию удара. Вводятся энергопоглощающие упругие элементы в конструкцию бамперов, производится упрочнение дверей, предотвращается самопроизвольное открывание их в момент аварии, расширяется применение безосколочных стекол с синтетической прослойкой увеличенной толщины. Все более широко применяются ремни безопасности, а также подголовники, предохраняющие пассажиров и водителя от повреждения шейных позвонков в случаях ударов сзади. Расширяется применение рулевых колонок с упругими энергопоглощающими элементами, способствующих снижению опасности травмирования водителя при ударе грудью о руль. В салоне устраняются все выступающие части, делается мягкая обивка, щиток приборов покрывается упругой облицовкой.
1-плита; 2-плоский маятник. |
Рисунок 5.1. .Схема испытаний кабины |
При создании травмобезопасного интерьера кабины предусматривается следующее: размещение в углублениях панели контрольно-измерительных приборов, кнопок и рукояток управления; в углублениях внутренних панелей дверей - рукояток стеклоподъемников, внутренних ручек запирающих механизмов; закругление нижнего края панели приборов (радиус кривизны не менее 10 мм); применение противосолнечного устройства из светопоглощающего материала и травмобезопасного безосколочного лобового стекла; исключение опасных неровностей или острых краев в зоне возможного удара головой; покрытие внутренних поверхностей кабины сравнительно мягкими накладками, которые быстро воспринимают форму ударяющейся части тела, за счет чего более равномерно распределяется ударная нагрузка
В соответствии с Правилами № 29 ЕЭК ООН кабина грузового автомобиля должна подвергаться испытаниям (рисунок 5.1), в результате которых в ней должна сохраняться жизненное пространство, обеспечивающее здоровье водителя и пассажира.
5.4 Требования к экологической безопасности автомобиля
Одной из острейших проблем является уменьшение загрязнения атмосферы токсичными веществами, выделяемыми АТС. Для карбюраторных двигателей основными токсичными компонентами отработавших газов являются окись углерода, несгоревшие углеводороды, окислы азота, свинец, а для дизелей - окислы азота, сажа. Наиболее токсичны окислы азота.
Загрязнение атмосферного воздуха может быть радикально уменьшено путем соответствующего совершенствования конструкции автомобильного двигателя: непосредственный впрыск бензина вместо карбюрирования; дожигание отработавших газов; форкамерно-факельное зажигание; установка нейтрализаторов газа в выпускной системе и др.
Снижению дымности отработавших газов дизелей решается с помощью различных антидымных присадок (бариевых, марганцевых и др.), вводимых в топливо.
Важным критерием конструктивного совершенства автомобиля является его шумовая характеристика. Уровень шума измеряется в децибелах (дБ) по шкале А.
Допустимые уровни шума автомобилей устанавливает ГОСТ 19358-74, согласно которому допустимый уровень внешнего шума легковых автомобилей должен быть в пределах 82 дБА, грузовых автомобилей в зависимости от полной массы – 84…89 дБА, автобусов в зависимости от полной массы и мощности двигателя – 84…91 дБА.
Международными нормативными документами, регламентирующими уровни внешнего шума автомобилей, являются: Правило № 51 ЕЭК ООН и Директивы ЕЭС 70/157, 73/350, 77/212, 81/334.
5.5 Показатели плавности хода
От плавности хода автомобиля зависит физиологическое состояние водителя и пассажиров, средняя скорость движения, а следовательно, и производительность автомобиля, безопасность движения, сохранность перевозимых грузов, а также работа и долговечность агрегатов автомобиля.
В различных точках автомобиля параметры колебаний различны и, следовательно, различно и их воздействие. В этом смысле говорят о вибронагруженности в той или иной характерной точке автомобиля, в частности о вибронагруженности рабочего места водителя.
OCT 37.001.291—84 устанавливает технические нормы предельно допустимых вибраций грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей, прицепов, полуприцепов на сиденьях водителя, на сиденьях пассажиров, а также в характерных точках подрессоренной части АТС. Соблюдение этих норм обеспечивает нормальные условия работы водителя, комфортабельность салонов для перевозки пассажиров, сохранность перевозимых грузов и смонтированного оборудования.
Улучшение плавности хода достигается оптимизацией колебательных параметров автомобиля за счет соответствующего выбора параметров его компоновки, соотношения и значений жесткостей передней и задней подвесок автомобиля, подрессоривания кабины и сиденья водителя и т. д.
5.6 Показатели проходимости
Различают профильную и опорную проходимость автомобиля. Профильная проходимость характеризует способность автомобиля преодолевать неровности пути, препятствия и вписываться в ширину проезжей части дороги. Опорная проходимость определяется способностью автомобиля двигаться по грунтовым, заснеженным, обледенелым, мокрым и скользким дорогам.
В качестве оценочных показателей профильной проходимости используются: дорожный просвет; передний (задний) свес; углы переднего и заднего свесов; продольный радиус проходимости; наибольший угол преодолеваемого подъема; наибольший угол преодолеваемого косогора; угол гибкости автопоезда.
К оценочным параметрам опорной проходимости автомобиля (автопоезда) относят: сцепной вес; коэффициент сцепного веса; удельное давление колес на дорогу (ГОСТ 17697—72).
Наибольший угол подъема, преодолеваемого автомобилем полной массы при движении по сухому твердому покрытию на низшей передаче, должен быть не менее: для легковых автомобилей - 35 %, для одиночных грузовых и автобусов - 25 и для автопоездов - 18 %.
Для обеспечения удовлетворительной проходимости автопоездов с осевой нагрузкой 100 кН коэффициент сцепного веса должен приниматься в диапазоне 0,263...0,31 в зависимости от назначения автопоезда, дорожных и климатических условий.
5.7 Эргономические показатели автомобиля
Конструктивные особенности автомобиля, обеспечивающие легкость управления им, характеризуются эргономическими показателями, которые подразделяются на четыре группы. Гигиеническими показателями учитывается степень соответствия рабочего места водителя санитарным нормам. Антропометрические показатели характеризуют степень удобства рабочего места водителя и его элементов для работы, физиологические и психологические - соответствие необходимых усилий на органах управления и других воздействий водителя психофизиологическим возможностям его организма. Группа психологических показателей определяет возможность формирования навыков водителя по восприятию и переработке информации.
Литература: 2[62-72]
Контрольные вопросы:
1) Назовите показатели управляемости и устойчивости автомобиля.
2) Какие требования предъявляются к пассивной безопасности?
3) Какие требования предъявляются к экологической безопасности?
4) Назовите показатели плавности хода и проходимости.
5) Назовите эргономические показатели автомобиля.