Тема лекции 6 Технический уровень и экономическая эффективность автомобилей (продолжение)
6.1 Гигиенические показатели
Одним из таких показателей является уровень внутреннего шума. Шум неблагоприятно влияет на организм и работоспособность человека. Под его действием увеличивается скрытый период двигательной реакции, снижается зрительное восприятие, нарушаются координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление. Все это отражается на безопасности движения, производительности труда.
Уровни внутреннего шума автотранспортных средств регламентируются ГОСТ 19358-74, согласно которому допустимый уровень внутреннего шума легкового автомобиля должен быть в пределах 78 дБА, грузовых автомобилей – 85 дБА, автобусов – 80 дБА.
Уменьшение неблагоприятного влияния шума достигается ослаблением его источников, применением шумопоглощающих материалов и устройств, а также шумоизоляции.
Уровень вибронагруженности рабочего места водителя также относится к гигиеническим показателям. Вибрации возбуждают нервную систему водителя, вызывают головную боль, снижают остроту зрения, повышают утомляемость, ухудшают психофизиологическую и рефлекторную деятельность.
Микроклимат на рабочем месте водителя имеет большое значение и определяется совокупностью температуры, влажности, скорости обдува воздухом и его химического состава. Наиболее благоприятная температура – 18…24 оС; Минимально допустимый уровень температуры – 10 оС.
Установлена следующая предельно допустимая концентрация вредных примесей в кабине автомобиля, мг/л: окись углерода - 0,02; двуокись углерода - 0,4; акролеин - 0,007; пары бензина - 0,1; окислы серной кислоты - 0,001; минеральная пыль - 0,0005.
6.2 Антропометрические показатели
Один из них - характеристика рабочей позы водителя. Физиологически рациональная рабочая поза обеспечивает удобство управления автомобилем, повышение точности и скорости моторных действий водителя (например, позволяет увеличить угол поворота рулевого колеса, не меняя положения тела), возможность длительной непрерывной его работы без значительного утомления, что особенно важно для водителей большегрузных магистральных автопоездов. Это достигается, когда части тела водителя находятся в положении, близком к состоянию функционального покоя, а его вес равномерно распределяется по площади опорных поверхностей.
6.3 Физиологические показатели
Усилия на органах управления, необходимые для приведения их в действие, регламентированы.
Усилие, прикладываемое к педали сцепления для его выключения, на легковых и грузовых автомобилях при наличии усилителя, на грузовых автомобилях и автобусах без усилителя не должно превышать соответственно 145 и 245 Н.
Усилие на тормозную педаль - 200...300 Н, однако при экстренных торможениях легковых автомобилей допускается до 490 Н и всех остальных - 685 Н. Усилие на рычаге стояночной тормозной системы не должно превышать 390 Н.
Необходимое усилие на педали подачи топлива или рабочей смеси обычно невелико; на рычаге коробки передач грузовых автомобилей оно не должно превышать 145 Н, автобусов — 90 Н.
Усилие на рулевом колесе грузового автомобиля при переходе от прямолинейного движения к движению по окружности радиусом 12 м при скорости 10 км/ч на горизонтальном участке с сухим твердым покрытием не должно превышать: 245 Н - для рулевого управления без усилителя на пути не более 17 м; 120 Н - то же с усилителем на пути не более 11 м; 490 Н - в случае прекращения действия усилителя на пути не более 17 м. На рулевом колесе автобуса (при наличии усилителя) усилие не должно превышать
115 Н.
6.4 Психологические показатели
К устройствам внутренней визуальной информативности автомобиля относятся средства отображения информации и устройства, улучшающие обзорность. В процессе управления автомобилем водителю необходима информация о состоянии его систем и агрегатов, которая должна поступать в кодированной форме от приборов и индикаторов, находящихся на специальной панели.
Панель приборов должна включать различные индикаторы, показывающие состояние систем и агрегатов автомобиля, течение процессов в них, скорость движения и др.
Основное требование к компоновке панели приборов - сокращение времени восприятия водителем их показаний при условии получения информации в достаточном объеме.
Обзорность с места водителя определяет возможность наиболее полного восприятия и правильной оценки им дорожных условий. Улучшение обзорности достигается приближением места водителя к передней части автомобиля, увеличением площади ветрового стекла и применением ветрового стекла панорамного типа.
Водителю часто приходится оценивать дорожную обстановку позади автомобиля, особенно при смене полос движения и обгонах. Для этой цели служат зеркала заднего обзора, при которых обзорность зависит от формы отражающей поверхности (выпуклая или плоская), размеров зеркала и места его размещения относительно глаз водителя. Обзорность через зеркала заднего обзора должна соответствовать требованиям ГОСТ 13887-75 и Правилу № 46 ЕЭК ООН.
В число психологических показателей входит звуковая информативность автомобиля. В настоящее время нет международных документов, унифицирующих звуковые сигнализаторы и их характеристики (силу звука, прерывность, тембр). Звуковые сигнализаторы используются для передачи водителю простейшей информации и в качестве предупредительных сигналов.
6.5 Технико-экономический анализ проектируемых автомобилей
Цель непрерывного процесса обновления моделей автомобилей - повышение экономической эффективности. Технико-экономический анализ должен начинаться еще на стадии исследований и разработки технического задания и периодически уточняться по мере накопления информации в процессе создания автомобиля. При этом необходимо обеспечить достаточную точность анализа, проводимого на основе ограниченной информации, что особенно характерно для ранних стадий проектирования.
Решение о целесообразности создания и внедрения новой автомобильной техники принимается на основе ожидаемого экономического эффекта, определяемого на объем ее производства в расчетном году (годового экономического эффекта), и сравнения его с базовой техникой. За расчетный год принимается, как правило, второй или третий год серийного выпуска новой техники.
За базу сравнения при определении годового экономического эффекта от внедрения новой техники принимаются: на этапе формирования планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, принятия решения о создании новой техники - показатели лучшей техники, спроектированной в СНГ или зарубежной техники, которая может быть закуплена в необходимом количестве или разработана в результате приобретения лицензии; на этапе формирования планов по освоению первых промышленных серий, а также на этапе внедрения новой техники - показатели заменяемой техники.
6.6 Определение экономической эффективности новой техники
Производительность автомобиля
Функциональную зависимость производительности автомобиля от параметров, определяемых его конструкцией, можно выразить в виде:
- для грузового автомобиля и автопоезда
(6.1)
- для легкового автомобиля или автобуса
(6.2) комплексе:автомобильная промышленность автомобильный транспорт — автомобильные дороги.
где kг, kа – коэффициент пропорциональности, зависящий от вида транспортного средства; mг – грузоподъемность; - коэффициент использования грузоподъемности; vТ – средняя техническая скорость автомобиля; tпр – продолжительность простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку; - коэффициент использования парка машин; n – количество пассажирских мест в автобусе или легковом автомобиле; vэ – эксплуатационная скорость.
Грузоподъемность автомобиля определяется конструктивными размерами кузова и компоновкой автомобиля. Коэффициент использования грузоподъемности зависит от размеров кузова и плотности груза.
Средняя техническая скорость автомобиля зависит: от мощности двигателя; полной массы автомобиля; передаточных отношений в трансмиссии; ее КПД; радиуса качения ведущих колес; сопротивления качению автомобиля и аэродинамического сопротивления движению. Средняя техническая скорость зависит также от действия тормозных механизмов автомобиля, параметров, определяющих его устойчивость и управляемость, плавности хода и ряда других особенностей конструкции, характеризующих его эксплуатационные качества. Средняя техническая скорость определяется с учетом суммарного времени движения и простоев на линии, вызываемых неисправностями автомобиля и необходимостью их устранения.
На коэффициент использования парка машин влияет, кроме организационных факторов, продолжительность простоев автомобиля в техническом обслуживании и ремонте.
Продолжительность простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой может зависеть от устройства кузова, погрузочной высоты его пола, конструкции бортов или в случае кузова-фургона - от размеров дверей, их расположения и устройства, наличия и эффективности действия различных механизмов и специальных устройств для облегчения погрузки и выгрузки (самосвальных устройств, погрузчиков и др.). Она также зависит от маневренности автомобиля, приспособленности его к использованию погрузочно-разгрузочных систем и механизмов.
Себестоимость транспортной работы
Годовые эксплуатационные затраты на перевозки одним автомобилем могут быть расчленены на отдельные слагаемые - виды затрат или статьи расходов - и представлены в виде
Зт + Зсм + Зто + За + Зш + Ззп +Знр, (6.3)
где Зт - затраты на топливо; Зсм - затраты на смазочные материалы; Зто -затраты на техническое обслуживание и ремонт; За - амортизационные отчисления; Зш - затраты на восстановление износа и ремонт шин; Ззп -заработная плата водителя; Знр - накладные расходы.
Каждый из видов эксплуатационных затрат на перевозки в той или иной мере зависит и от конструкции автомобиля.
Себестоимость 1 т км транспортной работы определяется по формуле:
(6.4)
где - коэффициент использования пробега.
Годовая экономия эксплуатационных затрат в расчете на один новый автомобиль определяется по формуле:
Рэ=(S1 + S2) П2, (6.5)
где S1, S2 – себестоимость транспортной работы соответственно для базового и нового автомобиля; П2 – производительность нового автомобиля.
Годовой экономический эффект от введения в эксплуатацию нового автомобиля определяется по формуле:
(6.6)
где З1, З2 - приведенные затраты соответственно для базового и нового автомобиля: З=С+ЕнК; С - себестоимость автомобиля; Ен- нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,15; К - удельные капитальные вложения (в производственные фонды) на один автомобиль; П1, П2- годовая производительность соответственно базового и нового автомобиля, т • км; Д1, Д2 - доля отчислений от балансовой стоимости на полное восстановление базового и нового автомобиля: Е – нормативный коэффициент приведения: Е = 0,1; Тс – срок службы автомобиля, определяемый как отношение ресурса автомобиля до списания к годовому пробегу; К1, К2 - удельные капитальные вложения в развитие производственно-технической базы автомобильного транспорта; А2 - годовой объем производства новых автомобилей в расчетном году, шт.
Основными показателями, характеризующими автомобиль (автопоезд) как объект эксплуатации и определяющими в основном эффективность его использования, являются производительность, топливная экономичность и надежность. Среди технико-экономических показателей, характеризующих автомобиль как объект производства, в первую очередь следует выделить материалоемкость и трудоемкость изготовления, на основе которых рассчитывается себестоимость автомобиля, и капиталовложения в производство.
Литература: 2[72-80]
Контрольные вопросы:
1) Дайте характеристику гигиеническим показателям.
2) Дайте характеристику физиологическим показателям.
3) Дайте характеристику психологическим показателям.
4) Значение технико-экономического анализа при проектировании автомобиля.
5) Как определяется производительность автомобиля?
6) Как определяется себестоимость транспортной работы?
7) Как определяется годовой экономический эффект от внедрения в эксплуатацию нового автомобиля?