Дисциплина: Конструкция и эксплуатационные свойства Т и ТТМО
1. Динамический расчет автомобиля.
2. Топливо-экономический расчет автомобиля.
3. Влияние условий эксплуатации на динамические качества автомобиля.
4. Влияние условий эксплуатации на топливную экономичность автомобиля.
5. Влияние массы груза на динамические и экономические показатели автомобиля.
6. Влияние дорожного покрытия на динамические и экономические показатели автомобиля.
Вариантность заданий определяется прототипом автомобиля, грузоподъемностью или пассажировместимостью, типом двигателя, трансмиссией, коэффициентом обтекаемости, максимальным значением коэффициента суммарного сопротивления дороги.
2. Направление подготовки 110800 «Агроинженерия», профиль «Технические системы в агробизнесе»
Дисциплина «Тракторы и автомобили» часть 1:
1. Расчет основных показателей работы двигателя.
2. Влияние температуры окружающего воздуха на показатели работы ДВС.
3. Влияние давления окружающего воздуха на показатели работы ДВС.
4. Влияние степени засоренности воздухоочистителя на показатели работы ДВС.
5.Влияние противодавления на выпуске на показатели работы ДВС.
6. Влияние температуры и давления наддувочного воздуха на показатели работы ДВС.
Дисциплина «Тракторы и автомобили» часть 2:
1. Тяговая характеристика трактора и ее анализ.
2. Влияние типа движителя на тяговые показатели работы трактора.
3. Влияние почвенного фона на тяговые показатели работы трактора.
4. Влияние типа трансмиссии на тяговые показатели работы трактора.
5. Влияние сцепного веса на тяговые показатели работы трактора.
6. Сравнение колесного и гусеничного тракторов, но одного тягового класса.
Расчет проводить по вариантам задания (Приложение), задаваясь факторами (не менее пяти точек). По этим данным необходимо построить зависимости на основные параметры рабочего процесса двигателя (ра, Та, Рс, Тс ….) на индикаторные и эффективные показатели (Рi, ηi, qi, р мп…) на динамические показатели двигателя (Рг, Рj, …) по указанию преподавателя.
Дайте объяснения результатам исследования.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Суркин В.И. Основы теории и расчета автотракторных двигателей. Курс лекций, изд. 2-е, пер. Челябинск, ЧГАА, 2012. – 326 с.: ил.
2.
3. Баширов Р.М., Основы теории и расчета автотракторных двигателей: учебник/ Р.М. Баширов; Уфа; БашГАУ, 2010. –304 с.: ил.
4. Шароглазов Б.А. и др. Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Челябинск. - ЮУрГУ, 2011.- 382 с.
5. Болотов А.К. и др. Конструкции тракторов и автомобилей: Учебное пособие - М.: Колосс, 2006.
6. Автомобили:Учебное пособие для вузов / А.В.Богатырев и др.-М.:Колос, 2004.
Дополнительная:
1. Программа курса «Тракторы и автомобили» для сельскохозяйственных высших учебных заведений. - М., 2000.
2. Николаенко А.В. Теория, конструкция и расчет тракторных двига-телей. - М.: Колос, 1992.
3. Родичев В.А. Тракторы: Учебник. – М.: Академия, 2002.
4. Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Конструкция автомобильных и трак-торных двигателей. - М.: Высшая школа. 1986.
5. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 2003.
Приложение 1
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра «Тракторы и автомобили»
РАСЧЕТ ТРАКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА, ЧАСТЬ 1
ТА. РТД. 08027. ПЗ
Исполнитель ___________________________
( Фамилия, подпись, дата)
Группа __________
Руководитель _________________
(подпись, дата)
Челябинск 20…
Приложение 2
Контрольная РАБОТА
ПО РАСЧЕТУ АВТОТРАКТОРНОГО
ДВИГАТЕЛЯ
Студент | Иванов И.И. |
Группа | |
№ зачетной книжки |
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К РАСЧЕТУ
1. Прототип трактора | МТЗ-80 |
2. Прототип двигателя | Д-240 |
3. Почвенный фон | вспаханное поле |
4. Оптимальная сила тяги, кН | |
5. Скорость трактора при оптимальной силе тяги, м/с | 3,5 |
6. Отбор мощности на ВОМ, % | |
7. Угол поворота кривошипа, град. п.к.в |
Приложение 3
Варианты заданий на контрольную работу
Две последние цифры из номера зачетной книжки | Прототип трактора | Прототип двигателя | |||
Тяговый класс | Марка | Марка | Номинальная мощность, кВт/л.с. | Номинальная частота вращения, об/мин | |
00…01 | 0.9…1.4 | Т-30А-80 | Д-120 Р2 | 22.1/30 | |
02…04 | 1.4 | Т-45А | Д-130 Р3 | 33.1/45 | |
05…07 | 0.9…1.4 | ВТЗ-2032.10 | Д-120 Р2 | 22.1/30 | |
08…09 | 0.9…1.4 | ВТЗ-2048А | Д-130 Р3 | 35.1/45 | |
10…11 | 1.4 | ЛТЗ 60АВ | Д-65М1Л | 44.1/60 | |
12…14 | 1.4 | ЛТЗ 60АБ | Д-248 | 44.1/60 | |
15…17 | 1.4 | ЛТЗ 60А | Д-144 | 36.8/50 | |
18…19 | ЛТЗ 155 (краб) | Д-442-47 | 110/150 | ||
20…21 | РТ-М-160 | ЯМЗ-236 Д-2 | 118/160 | ||
22…24 | 1.4 | Беларус-923 | Д-245.5 | 65/89 | |
25…27 | 1.4…2 | Беларус-1025 | Д-245 | 77/105 | |
28…29 | 1.4…2 | Беларус-1221 | Д-260.2 | 96/130 | |
30…31 | Беларус-1523 | Д-260.1С | 115/155 | ||
32…34 | Беларус-2023 | Д-260.4 | 154/210 | ||
35…37 | Кировец-3140 | Д-260 | 103/140 | ||
38…39 | Кировец-3160 | Д-260.1 | 124/168 | ||
40…41 | Кировец-3180 | Д-260.9 | 130/177 | ||
42…44 | Кировец-3200 | Д-260.4 | 158/215 | ||
45…47 | ДТ-75Д | Д-440-22 | 72/98 | ||
48…49 | ВТ-100Д | Д-442-24/25 | 106/145 | ||
50…51 | 3…4 | ВТ-150 | Д-442 | 147/200 | |
52…54 | 4…5 | ВТ-250 | Д-461 | 184/250 | |
55…57 | ХТЗ-121 | СМД-19Т.02 | 112/152 | ||
58…59 | ХТЗ-16331 | КамАЗ-740.02 | 132/180 | ||
60…61 | Т-150 | СМД-60 | 111/150 | ||
62…64 | Т-150К | СМД-62 | 119/165 | ||
65…67 | Т-4А.01 | А-01М | 96/130 | ||
68…69 | Т-402.01 | Д-461-14 | 125/170 | ||
70…71 | 4…5 | Т-404 | Д-461-13 | 110/150 | |
72…74 | Т-250 | Д-4601 | 184/250 | ||
75…77 | К-744Р-04 | ЯМЗ-238 НД-4 | 184/250 | ||
78…79 | К-744 Р1 | ЯМЗ-238 НД-5 | 221/300 | ||
80…81 | К-744 Р2 | ЯМЗ-8481.10 | 257/350 | ||
82…84 | К-745 | ЯМЗ-8481.04 | 309/420 | ||
85…89 | Т-130 | Д-180.121-1 | 103/140 | ||
90…95 | Т-160 | Д-180.111-1 | 125/170 | ||
96…99 | Т-170 | Д-180.100-1 | 132/180 |
Приложение 4
Числовые значения задаваемых параметров трактора и двигателя
Предпоследняя цифра номера зачетной книжки | Последняя цифра номера зачетной книжки | |||||||||
2,2 | 4,5 2,4 | 2,2 | 5,3 2,3 | 2,4 | 4,1 2,5 | 4,0 2,5 | 3,8 2,7 | 4,2 2,8 | 2,9 | |
2,0 | 2,1 | 8,5 2,2 | 7,5 2,3 | 7,2 2,4 | 6,8 2,5 | 6,6 2,6 | 6,5 2,7 | 2,8 | 2,9 | |
3,0 | 2,5 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 2,9 | |
2,0 | 2,1 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 1,8 | 1,9 | |
2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 2,0 | 2,2 | |
2,5 | 2,3 | 2,5 | 2,5 | 2,4 | 2,0 | 3,7 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,1 | |
2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,0 | 1,9 | 1,8 | 2,1 | 2,2 | |
2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,6 | 2,7 | |
3,0 | 2,8 | 3,0 | 2,5 | 3,0 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,4 | 1,5 | |
1,8 | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,5 | 1,4 | 1,42 | 1,38 | 1,4 | 1,3 | |
Угол поворота кривошипа (для построения сил и моментов) | ||||||||||
Почвенный фон | Стерня | Вспаханное поле | Стерня | Вспаханное поле |
В прямоугольнике: 1я цифра – сила тяги на крюке трактора; 2я цифра – скорость агрегата Vа, м/с; 3яцифра – отбор мощности на ВОМ, %.
Приложение 5
Параметры кривошипно-шатунных механизмов
автотракторных двигателей
Параметры | Д-120 Д-144 Д-145Т Д-161Т Д181Т | Д-65Н Д-65Т | Д-240 Д-240Т Д-260 Д-260Т | СМД-14Н СМД-19/20 СМД-31 СМД-31А | А-41 А-01М Д-440 Д-460 |
1. Степень сжатия | 16,5 | 17,3 | |||
2. Диаметр цилиндра, мм | |||||
3. Ход поршня, мм | |||||
4. Длина шатуна, мм | |||||
5. Масса поршня, кг | 1,360 | 1,600 | 1,570 | 2,050 | 2,780 |
6. Масса пальца, кг | 0,512 | 0,570 | 0,570 | 0,742 | 1,105 |
7. Масса поршневых и стопорных колец, кг | 0,155 | 0,164 | 0,164 | 0,212 | 0,263 |
8. Масса поршневой группы в сборе, кг | 2,027 | 2,334 | 2,304 | 3,004 | 4,148 |
9. Масса шатуна в сборе, кг | 2,480 | 3,650 | 2,890 | 3,840 | 4,250 |
10. Масса шатуна, отнесенная к верхней головке, кг | 0,800 | 1,230 | 0,890 | 1,320 | 1,490 |
1 1 . Масса шатуна, отнесенная к нижней головке, кг | 1,680 | 2,420 | 2,00 | 2,520 | 2,760 |
12. Резьба шатунного болта | М14х1,5 | М14х1,5 | М14х1,5 | М14х1,5 | М16х1,5 |
13. Диаметр шатунной шейки, мм | 65,25 | 75,25 | 68,25 | 78,25 | |
14. Диаметр коренной шейки, мм | 70,25 | 85,25 | 75,25 | 88,25 | |
15. Длина шатунной шейки, мм | |||||
16. Длина коренной шейки, мм | |||||
17. Толщина щеки коленвала, мм | 24,5 | 25,5 | |||
18. Ширина щеки коленвала, мм | - |
Приложение 5
(Продолжение)
Параметры кривошипно-шатунных механизмов
автотракторных двигателей
Параметры | СМД-60 СМД-62 СМД-62М СМД-66 | ЯМЗ-236 ЯМЗ-238 НБ | ЯМЗ-240 Б ЯМЗ-240 НБ | ЯМЗ-8403 ЯМЗ-8401 | Д-130 Д-160 |
1. Степень сжатия | 16,5 | 16,5 | 14,5 | 14,5 | |
2. Диаметр цилиндра, мм | |||||
3. Ход поршня, мм | |||||
4. Длина шатуна, мм | |||||
5. Масса поршня, кг | 2,480 | 2,850 | 2,850 | - | 4,500 |
6. Масса пальца, кг | 0,940 | 1,105 | 1,100 | _ | 1,525 |
7. Масса поршневых и опорных колец, кг | 0,214 | 0,265 | 0,266 | - | 0,411 |
8. Масса поршневой группы в сборе, кг | 3,634 | 4,220 | 4,226 | 4,430 | 6,436 |
9. Масса шатуна в сборе, кг | 3,850 | 4,336 | 4,030 | 5,180 | 8,910 |
10. Масса шатуна, отнесенная к верхней головке, кг | 1,360 | 1,500 | 1,605 | 1,500 | 2,865 |
11. Масса шатуна, тнесенная к нижней эловке, кг | 2,490 | 2,836 | 2,425 | 3,680 | 6,045 |
12. Резьба шатунного болта | М16х1,5 | М16х1,5 | М16х1,5 | М16х1,5 | М18х1,5 |
13. Диаметр шатунной шейки, мм | 85,25 | - | 92,25 | ||
14. Диаметр коренной шейки, мм | 92,25 | - | 92,25 | ||
15.Длина шатунной шейки, мм | - | ||||
16. Длина коренной шейки, мм | - | ||||
17. Толщина щеки коленвала, мм | - | ||||
18. Ширина щеки коленвала, мм | - | - |
Приложение 6
Пределы изменения параметров
№ п/п | Параметры | Обозн. | Ед. измер. | Среднее значение | Пределы изменения | |
Давление окруж. среды | Ро | МПа | 0,1 | 0,054. ..0,101 | ||
Температура окруж. среды | То | К | 233. ..313 | |||
Потери давления на впуске | Δра | МПа | 0,1 Ро | (0,03...0,2)ро | ||
Подогрев на впуске | ΔТ | К | 0...50 | |||
Плотность воздуха | ро | кг/м3 | 1,18 | 0,736... 2,8 | ||
Условное давл. мех. потерь | рмп | МПа | 0,15 | 0,1. ..0,3 | ||
Давление остаточных газов | рг | МПа | 0,15 | . (1)05...1,5)ро (0,75... 1,2)рк | ||
Температура остаточных газов | Тr | К | 600... 1000 | |||
Давление наддува | рк | МПа | 0,12 | 0,1... 0,20 | ||
Температура после компрессора | Тк | К | 293... 400 | |||
Политропа сжатия | n1 | - | 1,4 | 1,3…2,0 | ||
Политропа расширения | n2 | - | 1,2 | 1,1. ..2,0 | ||
Политропа сжатия в компрессоре | nк | - | 1,6 | 1,4…2,5 | ||
Потери давл. после компрессора | Δ рк | МПа | 0,08РК | (0,03...0,15)рк | ||
Степень повышения давления | λр | - | 1,5 | 1,2.. .3,0 | ||
Степень предварительного расширения | ρ | - | 1,6 | 1,2. ..3,0 | ||
Отношение | R/L | % | 50...150 | |||
Ход поршня | S | % | 50.. .150 | |||
Диаметр цилиндра | D | % | 50.. .150 | |||
Масса поступ. движ. частей | miα | % | 20.. .120 | |||
Коэфф. избытка воздуха | α | 1,4 | 70...500 | |||
Степень сжатия | ε | % | 70. ..150 | |||
Частота вращения | nн | % | 30. ..120 | |||
Теплота сгоранля | Нu | МДж/кг | 40…120 | |||
Коэффициент остаточн. газов. | γ | - | 0,03 | 0,01... 0,08 |
Приложения 6
(Продолжение)
№ п/п | Параметры | Обозн. | Ед. измер. | Среднее значение | Пределы изменения |
Кол-во цилиндров | i | шт. | i | i = (±1) | |
Масса поршневого комплекта | mпк | кг | mпк | ±1, 2, 5% | |
Масса шатуна | mш | кг | mш | ±1, 2, 3, 4, 5% | |
Масса поршня | mп | кг | mп | ±1, 2, 3, 4, 5% | |
Разновес поршня | Δ mп | г | Δ mп | ±3, 5, 10, 15% | |
Разновес шатуна | Δ mш | г | Δ mш | ±2,3,4,5% | |
Топливо: дизельное, газ, спирт, водород, аммиак, рапсовое масло | Н | мдж/к | - | Различные топлива | |
Охлаждение наддувочного воздуха | ΔТк | К | ±5, 10, 15% |
СОДЕРЖАНИЕ
с | |
Введение ………………………………………………………………. 1. Определение номинальной мощности двигателя и среднего индикаторного давления газов…………………………………………… 2. Определение параметров рабочего цикла и построение индикаторной диаграммы ……………………………………………………… 2.1. Процесс впуска ………………………………………………… 2.2. Процесс сжатия ………………………………………………… 2.3. Процесс сгорания ………………………………………………. 2.4. Процесс расширения …………………………………………… 2.5. Процесс выпуска ………………………………………………… 2.6. Построение индикаторной диаграммы …………………………. 2.7. Определение среднего индикаторного давления по индикаторной диаграмме …………………………………………………… 3. Основы динамического расчета двигателя ………………………….. 3.1 Силы, действующие в КШМ при заданном угле поворота кривошипа φ ………………………………………………………….. 3.2 Построение графиков сил, действующих в КШМ ……………… 4. Скоростная характеристика двигателя. Расчет, построение и анализ 5. Сравнение показателей рассчитываемого двигателя с прототипом 6. Исследование влияния различных факторов на параметры двигателя ………………………………………………………………………. 7. Литература ……………………………………………………………. Приложения: 1. Титульный лист пояснительной записки ……………………. 2. Исходные данные к заданию по контрольной работе ……… 3. Варианты заданий на контрольную работу для студентов lll курса очного образования факультета МСХ ………………… 4. Числовые значения параметров трактора и двигателя ……… 5. Параметры КШМ автотракторных двигателей ……………… 6. Варианты заданий ……………………………………………… |