Торможение на выбоинах (1)
Две серии фотографий ясно показывают, какое влияние оказывает торможение на выбоинах на положение тела и на работу подвески. Для объективности сравнения обе серии были сделаны в одной гонке. В данном случае Джон Дод предпочел прыгнуть на участок торможения с выбоинами с поднятым передним колесом
Столь агрессивный подход заставил вилку сработать очень жестко. Дод позволил коленям и локтям слегка согнуться, чтобы поглотить часть удара, но это отнимает массу энергии. Это не проблема для такого гонщика, как Дод; у него прекрасная физическая подготовка. А проблема в том, что эффективное торможение не может быть достигнуто при сжатой вилке. Помните, что перетормаживание могло привести Дода к падению
Дод намеревается использовать позднее торможение и пройти поворот на большей скорости. Как видите, одна из выбоин подбросила заднюю часть мотоцикла. Помните, вы не можете тормозить жестко, когда большая часть веса сконцентрирована спереди. Кроме того, логика должна подсказать вам, что от заднего тормоза нет пользы, когда заднее колесо не касается поверхности
На этом этапе Дод вполне справляется с мотоциклом и начинает агрессивное торможение. Дод стоит, большая часть его веса находится на заднем колесе. Это позволяет ему лучше поглощать удары при помощи коленей и локтей, помогая тем самым подвеске. Заметьте, как заднее колесо скользит над углублениями
Дод снова обращается к газу. Заметьте, что вилка практически не загружена. Гонщик чувствует, что подвеска будет лучше работать при ускорении, плюс перед поворотом есть ещё много места, чтобы затормозить
Дод уверен, что достаточно сбросил скорость. На самом деле этот участок не является высокоскоростным, но он обращает внимание на торможение на выбоинах, работу подвески, положение тела и многое другое
Торможение с заносом
Торможение с заносом является хорошим способом поворачивать очень быстро, хотя при этом теряется ход. Этот прием лучше работает при ровной поверхности, но сильные гонщики отрабатывают его и в поворотах в состоянии разной степени разбитости. Принцип торможения с заносом такой: выжмите сцепление, заблокируйте заднее колесо и осторожно направьте занос направо или налево. Задняя часть заскользит и ее развернет. Ключом к эффективному использованию этого приема является координация работы тормоза и газа таким образом, чтобы торможение с заносом переходило в управляемый занос. Это требует массу практики, и начинать надо осторожно. Отрабатывайте прием на ровной поверхности и малых скоростях. Когда вы усвоите этот прием, он станет замечательной возможностью обгона по внутреннему радиусу.
При использовании заднего тормоза в большинстве случаев необходимо выжимать сцепление, чтобы не потерять обороты и не заглушить двигатель при блокировке заднего колеса, особенно на малых скоростях. По тем же соображениям вам может потребоваться увеличивать обороты, если двигатель не держит холостые.
Одним из самых важных аспектов является понимание того, что тормоза эффективны только тогда, когда колеса касаются поверхности. Также следует избегать использования тормозов при приземлении, что может негативно сказаться на управляемости.