Года – 2 года 6 месяцев
Сенсорное развитие
n Ориентироваться в 4 цветах, подбирать предметы по образцу, по просьбе
n Называть 1-2 цвета
n Ориентироваться в 4 формах
n Подбирать, прикладывать объемные формы к плоскостным.
n Подбирать плоские к плоским (подкладывать, сличать)
n Ориентироваться в величине предметов одной формы
n Собирать пирамидку из 4-х колец
n Собирать 4-5 местную матрешку, выстраивать в ряд, называть большую, поменьше, еще поменьше, маленькую
n Строить высокую (10 и больше) башню из кубиков
Игровые действия
n Отражать в игре сюжет («Будем всех поить чаем» - взрослый только задает тему)
n Выполнять 2-3 последовательных действия по предложению взрослого в самостоятельной игре
n Использовать несколько предметов-заместителей
Речевое развитие
Активная речь
n Говорить о себе «Я, я сам»
n Использовать предложения из 3-4 слов.
n Задавать вопросы «Где? Куда? Откуда?»
n Отвечать на вопросы по книжке
n Знать целиком или договаривать стишки
n Отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»
n Строить 1-2 предложения по картинке
n Общаться со сверстниками во время игры
n Понимать простой рассказ взрослого без показа
n Знать и называть предметы обихода
Мелкая моторика
Предметная деятельность.
o Застегивание и расстегивание пуговиц;
o Шнурование ботинок;
o Шнуровка на специальных рамках;
o Нанизывание колец на тесьму;
o Игры с мозаикой;
o Сортировка мозаики по ячейкам;
o Игры с конструкторами;
o Перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
o Размазывание краски одним пальцем, остальные собраны в кулачок
o Игры с пальчиковыми куклами.
o Проталкивание мелких предметов в прорези емкости (копилочки)
Лепка
Катание колбаски, складывание баранки, лепка лепешки, делаем продукты: батон, пирожок, блинчики, овощи, ягоды, чередующиеся бусы.
Рисование
n Круги, овалы, замкнутые линии
n Длинные, короткие, прерывистые линии
n Дорисовывание за взрослым и наоборот
n Коллажные картины, аппликации.
Конструирование
n Гараж, забор
n Кукольная мебель (диван, стол, кроватка, стол)
n Постройки с перекрытиями
n Ворота, дом с крышей
Постройки до предела насыщаются сенсорикой (высокий, низкий, цвет, размер и т.п.), обыгрываются. Постройки выполняются по просьбе взрослого, по показу, по образцу.
Эмоциональное, социальное развитие
n Сохранять эмоционально-уравновешенное состояние во время бодрствования
n Оценивать свое эмоциональное состояние словами: больно, холодно, жарко, весело и т.п.
n Увлекаться интересной игрой
n Отвергать неинтересную игру, огорчаться, сердиться из-за неудач
n Испытывать радость от удач, эмоциональное удовлетворение от знакомой музыки, песенки, танцевальных движений
n Нуждается в положительной оценке результата своей деятельности – недопустима отрицательная оценка рисунков, конструкций и т.п.
n Проявлять настороженность к незнакомым людям, новой обстановке
n Начинает подражать малознакомым людям, детям
n Доброжелательно относится к сверстникам, играет рядом, делится, играет вместе при совместно организованной игре
Года 6 мес. – 3 года
Сенсорное развитие
§ Называть правильно 4 основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый)
§ Собирать вкладыши (большое количество 6-7 до 10)
§ Легко подбирать плоские геометрические фигуры по образцу (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
§ Определять и находить на ощупь предметы (игра «Чудесный мешочек»)
§ Определять и находить на ощупь предметы по форме (шар, кубик, кирпичик, крыша)
§ Собирать пирамидку из 8-10 колец (по рисунку)
§ Составлять картинку из 2-3 частей
§ Узнавать по части картинки изображение предмета или животного
Игровые действия
§ Разворачивать сюжет в игре
§ Активно использовать предметы-заместители
§ Брать на себя роли (во время игры говорить: «Я папа», «Я доктор» и т. п.)
Понимание речи
§ Длительно слушать сказки, стихи
§ Знать людей по полу (мальчик, девочка, женщина, мужчина, бабушка, дедушка)
§ Знать названия частей тела и лица (у человека, у животного)
§ Должно быть сформировано представление о количестве «много», «мало», «один»
Активная речь
§ Говорить о себе «Я, я сам»
§ Произносить сложносочиненные предложения
§ Пользоваться словами, выражая свои действия
§ Изменять слова по числам, падежам
§ Задавать вопросы («Где…?», «Что делает?», «Почему?»)
§ Легко повторять незнакомые слова, фразы
§ Изображать движения и голоса персонажей м/ф, книг
§ Разучивать стишки, песни
§ Отвечать на вопросы по сюжету картинки, сказки
§ Рассказывать 3-4 предложениями о сюжете картинки
§ Отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?»
§ Знать имена знакомых
§ В игре называть себя персонажем, отвечать на вопрос: «Кем ты был?»
§ Отвечать на вопросы по свойствам предметов («Кто плавает?», «Какой мяч?»)
§ Знать и называть все предметы обихода
Мелкая моторика
- Пальчиковые игры
- Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- шнурование ботинок;
- шнуровка на специальных рамках;
- нанизывание колец на тесьму;
- игры с мозаикой;
- сортировка мозаики по ячейкам;
- игры с конструкторами;
- перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха);
- проталкивание мелких предметов в прорези емкости;
- пальчиковый театр
Лепка
§ катание колбаски (прием – раскатывания)
§ лепка шаров (круговые движения)
§ лепка лепешки (прием – сплющивания)
§ складывание баранок из колбаски
§ лепка продуктов: батон, пирожок, овощи, ягоды и т. п.
§ делаем бусы (чередующиеся по цвету)
Рисование
§ круги, овалы, замкнутые линии
§ длинные, короткие, прерывистые линии
§ дорисовывание за взрослым и наоборот: ребенок рисует кружок, взрослый дорисовывает до лица и т. п.
8. Конструированиестройте вместе с ребенком из деревянного илипластмассового конструктора и обыгрывайте:
§ кукольная мебель (диван, стол, стул, кровать и т. п.)
§ постройки с перекрытиями (мост, ворота и т. п.)
§ гараж, забор, дом
§ плоскостное конструирование
§ конструирование из палочек (сначала из 2-3, затем большего количества палочек; все постройки называем «Это молоточек» и т. п.)
Постройки до предела насыщаются сенсорикой (высокий, низкий, цвет, размер), обыгрываются. Постройки выполняются по показу, по образцу, по просьбе взрослого.