Расчет вертикальных скоростей самолета при установившемся наборе высоты
Состояние ВПП: сухая.
Стандартная атмосфера по ГОСТ 4401-81:
Высота | Плотность | Скорость звука |
км | кг/м3 | м/с |
1,225 | 340,4 | |
1,01 | 332,7 | |
0,819 | 324,7 | |
0,606 | 316,6 | |
0,526 | 308,2 | |
0,414 | 299,6 | |
0,312 | 295,2 |
Определение максимальных скоростей горизонтального полета самолета.
Определяем среднюю массу самолета по формуле:
- средняя масса самолета, кг.
- взлетная масса, кг.
- масса топлива, кг.
Взлетная масса самолета определяется:
- снаряженная масса, кг.
- полезная масса, кг.
Выбор первого значения скорости можно выполнить по схеме:
При больших значениях и малых значения можно снимать с поляры взлетно-посадочных характеристик самолета.
- ускорение свободного падения, м/с2.
- плотность воздуха, кг/м3.
- площадь крыла, м2.
- скорость звука, м/с.
- число Маха.
Определяем необходимые значения величин:
1) скорость при заданных числах Маха:
2) коэффициент подъемной силы :
- средняя масса самолета, кг.
- ускорение свободного падения, м/с2.
- плотность воздуха, кг/м3.
- площадь крыла, м2.
- скорость самолета, м/с.
3) значение с поляр;
4) определяем качество :
5) определяем потребную тягу :
- средняя масса самолета, кг.
- ускорение свободного падения, м/с2.
- аэродинамическое качество.
Определяем необходимые значения величин для диапазона высот Н=[0; 14] км с интервалом в 2 км, заносим результаты в таблицу.
Н | а | ρ | М | 0,22682 | 0,4 | 0,75 | 0,8 | 0,85 | 0,88 |
340,4 | 1,225 | V,м/с | 77,20946 | 136,16 | 255,3 | 272,32 | 289,34 | 299,552 | |
V,км/ч | 277,954 | 490,176 | 919,08 | 980,352 | 1041,624 | 1078,387 | |||
Сya | 1,264 | 0,406433 | 0,115608 | 0,101608 | 0,090006 | 0,083974 | |||
Cxa | - | 0,024 | 0,0176 | 0,023 | 0,0275 | 0,033 | |||
К | - | 16,93471 | 6,568614 | 4,41775 | 3,272943 | 2,544659 | |||
P, п.г. | - | 45948,78 | 118461,7 | 237746,1 | 305789,1 | ||||
332,7 | 1,01 | V,м/с | 75,46301 | 133,08 | 249,525 | 266,16 | 282,795 | 292,776 | |
V,км/ч | 271,6669 | 479,088 | 898,29 | 958,176 | 1018,062 | 1053,994 | |||
Сya | 1,60485 | 0,516033 | 0,146783 | 0,129008 | 0,114277 | 0,106618 | |||
Cxa | - | 0,028 | 0,0178 | 0,022 | 0,0265 | 0,0327 | |||
К | - | 18,42974 | 8,246215 | 5,864007 | 4,312344 | 3,260499 | |||
P, п.г. | - | 42221,39 | 94361,99 | 132695,8 | 180442,3 | 238653,4 | |||
324,7 | 0,819 | V,м/с | 73,64838 | 129,88 | 243,525 | 259,76 | 275,995 | 285,736 | |
V,км/ч | 265,1342 | 467,568 | 876,69 | 935,136 | 993,582 | 1028,65 | |||
Сya | 2,077848 | 0,668122 | 0,190044 | 0,16703 | 0,147958 | 0,138042 | |||
Cxa | - | 0,04 | 0,018 | 0,022 | 0,026 | 0,032 | |||
К | - | 16,70305 | 10,55797 | 7,592294 | 5,690684 | 4,313803 | |||
P, п.г. | - | 46586,06 | 73700,61 | 102489,3 | 136737,4 | 180381,2 | |||
316,6 | 0,606 | V,м/с | 71,81114 | 126,64 | 237,45 | 253,28 | 269,11 | 278,608 | |
V,км/ч | 258,5201 | 455,904 | 854,82 | 911,808 | 968,796 | 1002,989 | |||
Сya | 2,95371 | 0,949751 | 0,270151 | 0,237438 | 0,210325 | 0,19623 | |||
Cxa | - | 0,08 | 0,0195 | 0,022 | 0,026 | 0,0309 | |||
К | - | 11,87189 | 13,85392 | 10,79262 | 8,089441 | 6,35047 | |||
P, п.г. | - | 65543,86 | 56166,73 | 72098,24 | 96190,73 | ||||
308,2 | 0,526 | V,м/с | 69,90586 | 123,28 | 231,15 | 246,56 | 261,97 | 271,216 | |
V,км/ч | 251,6611 | 443,808 | 832,14 | 887,616 | 943,092 | 976,3776 | |||
Сya | 3,590966 | 1,154657 | 0,328436 | 0,288664 | 0,255703 | 0,238566 | |||
Cxa | - | - | 0,022 | 0,0224 | 0,0258 | 0,0311 | |||
К | - | - | 14,9289 | 12,8868 | 9,910956 | 7,670919 | |||
P, п.г. | - | - | 52122,33 | 60381,87 | 78512,02 | 101438,9 | |||
299,6 | 0,414 | V,м/с | 67,95521 | 119,84 | 224,7 | 239,68 | 254,66 | 263,648 | |
V,км/ч | 244,6387 | 431,424 | 808,92 | 862,848 | 916,776 | 949,1328 | |||
Сya | 4,828123 | 1,552459 | 0,441588 | 0,388115 | 0,343797 | 0,320756 | |||
Cxa | - | - | 0,0263 | 0,0257 | 0,0259 | 0,0335 | |||
К | - | - | 16,79043 | 15,10174 | 13,27402 | 9,574807 | |||
P, п.г. | - | - | 46343,6 | 51525,79 | 58620,45 | 81268,4 | |||
295,2 | 0,312 | V,м/с | 66,9572 | 118,08 | 221,4 | 236,16 | 250,92 | 259,776 | |
V,км/ч | 241,0459 | 425,088 | 797,04 | 850,176 | 903,312 | 935,1936 | |||
Сya | 6,598952 | 2,121861 | 0,603551 | 0,530465 | 0,469893 | 0,438401 | |||
Cxa | - | - | 0,036 | 0,034 | 0,037 | 0,042 | |||
К | - | - | 16,76532 | 15,60192 | 12,69981 | 10,43812 | |||
P, п.г. | - | - | 46413,03 | 49873,95 | 61270,93 | 74546,89 | |||
295,2 | 0,228 | V,м/с | 66,9572 | 118,08 | 221,4 | 236,16 | 250,92 | 259,776 | |
V,км/ч | 241,0459 | 425,088 | 797,04 | 850,176 | 903,312 | 935,1936 | |||
Сya | 9,030145 | 2,903599 | 0,825913 | 0,7259 | 0,643011 | 0,599917 | |||
Cxa | - | - | 0,06 | 0,0535 | 0,055 | 0,07 | |||
К | - | - | 13,76521 | 13,56822 | 11,69112 | 8,570244 | |||
P, п.г. | - | - | 56528,69 | 57349,4 | 66557,3 | 90794,28 |
По полученным данным строятся графики потребных и располагаемых тяг, откуда узнаются максимальные скорости горизонтального полета:
Теперь определяем максимально допустимую скорость по максимально допустимому скоростному напору :
- максимальный допустимый скоростной напор, Н/м2.
- плотность воздуха, кг/м3.
Определим максимальную допустимую скорость по числу Маха :
- максимальная допустимая скорость по числу Маха.
- скорость звука, м/с.
Строим графики максимальных допустимых скоростей, ограниченных как по скоростному напору, числу Маха, так и по крейсерской высоте:
Рис. 2
Ограничения: 1-по ; 2-по ; 3-по
Определение минимальных скоростей горизонтального полета самолета.
Определяем минимальную теоретическую скорость горизонтального полета (скорость сваливания):
- средняя масса самолета, кг.
- ускорение свободного падения, м/с2.
- плотность воздуха, кг/м3.
- площадь крыла, м2.
Минимальная допустимая скорость находится:
- допустимый коэффициент подъемный силы для полетной конфигурации.
- средняя масса самолета, кг.
- ускорение свободного падения, м/с2.
- плотность воздуха, кг/м3.
- площадь крыла, м2.
Полученные результаты отображаем на рис. 2.
Расчет вертикальных скоростей самолета при установившемся наборе высоты.
Вертикальная скорость самолета при установившемся наборе высоты определяется как:
- избыток тяги по сравнению с тягой, необходимой для горизонтального установившегося полета.
- средняя масса самолета, кг.
- ускорение свободного падения, м/с2.
- скорость по траектории, км/ч.
Определяем значения при :
, км/ч | ||||
,Н | 156477,6 | 148814,4 | ||
, Н | 48451,2 | 46473,6 | 47709,6 | |
, Н | 114700,8 | 109509,6 | 102340,8 | 93194,4 |
, м/с | 16,37843 | 17,59181 | 18,26689 | 18,29778 |
Определяем значения при :
, км/ч | |||||
,Н | 149308,8 | 132004,8 | 125577,6 | ||
, Н | 46226,4 | 42518,4 | 41529,6 | 41529,6 | 42518,4 |
, Н | 103082,4 | 100857,6 | 96902,4 | 90475,2 | 83059,2 |
, м/с | 14,71941 | 16,20194 | 17,29619 | 17,76389 | 17,79036 |
Определяем значения при :
, км/ч | ||||||
,Н | 130521,6 | 125083,2 | 120880,8 | 114206,4 | 110498,4 | |
, Н | 45237,6 | 42271,2 | 41035,2 | 42518,4 | ||
, Н | 81081,6 | 79845,6 | 78609,6 | 73171,2 | ||
, м/с | 13,02509 | 14,2517 | 15,4342 | 15,67246 | 15,77394 | 15,44302 |
Определяем значения при :
, км/ч | |||||||
,Н | 109262,4 | 101846,4 | 98385,6 | 96655,2 | 95666,4 | ||
, Н | 42271,2 | 42271,2 | 44990,4 | 51417,6 | 58339,2 | ||
, Н | 67238,4 | 64024,8 | 59575,2 | 53395,2 | 45237,6 | 37327,2 | |
, м/с | 11,03073 | 13,20158 | 13,7134 | 13,82371 | 13,34277 | 12,11174 | 10,6601 |
Определяем значения при :
, км/ч | |||||||
,Н | 102835,2 | 99127,2 | 95666,4 | 94430,4 | 91216,8 | 88003,2 | |
, Н | 45237,6 | 47215,2 | 47462,4 | 50181,6 | |||
, Н | 48451,2 | 49687,2 | 50428,8 | 47215,2 | 43754,4 | 40046,4 | 33619,2 |
, м/с | 9,512902 | 10,64245 | 11,7014 | 11,79847 | 11,71464 | 11,43666 | 10,20122 |
Определяем значения при :
, км/ч | ||||||
,Н | 84295,2 | 82070,4 | 80587,2 | 77620,8 | ||
, Н | 47709,6 | 47956,8 | 49192,8 | 55125,6 | ||
, Н | 34855,2 | 34360,8 | 32630,4 | 29911,2 | 22495,2 | |
, м/с | 7,169975 | 8,709865 | 9,199629 | 9,318761 | 9,076085 | 7,227334 |
Определяем значения при :
, км/ч | |||||
,Н | 64766,4 | 64024,8 | 62294,4 | 61058,4 | |
, Н | 50923,2 | 47956,8 | 49192,8 | ||
, Н | 13843,2 | 13101,6 | 5438,4 | ||
, м/с | 1,853163 | 3,706325 | 4,588784 | 3,975475 | 1,747268 |
А на основании этой таблицы строим зависимости (рис. 3). Проведя касательные к кривым , определяют наибольшие значения на каждой высоте и соответствующие им наивыгоднейшие скорости набора высоты (на рис. 3 отмечены как пунктирная линия).
По значениям строим график на основании которого определяется теоретический и практический потолок самолета.
Точка пересечения кривой с осью ординат определяет теоретический потолок самолета . Практический потолок - высота полета, на которой максимальная вертикальная скорость не менее заданной: . Для современных самолетов с реактивными двигателями принимают .