Проверочный расчёт на выносливость по напряжениям изгиба
Определяем отношение:
Где ____= _____= .
Вычисленное отношение меньше для шестерни, поэтому дальнейший расчёт по напряжениям изгиба будем вести по шестерне.
Действующее напряжение изгиба:
Где: ____=1 (коэффициент, учитывающий наклон зубьев).
____=1 (коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев).
____=1 (коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями).
____=1,12 (коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца).
Коэффициент динамической нагрузки:
Удельная окружная динамическая сила:
____=0,016.
Удельная расчётная окружная сила в зоне её наибольшей концентрации
Вычисляем напряжение изгиба на шестерни:
Что значительно меньше допускаемого напряжения на изгиб для шестерни ( = 272 МПа.)
Отмечаем, что для данной пары колёс основным критерием работоспособности является сопротивление усталости по контактным , а не изгибным напряжениям.
Проверочный расчёт при действии максимальной нагрузки.
Определяем максимальное напряжение от действия пиковой нагрузки:
Условие прочности выполнено т.к
Условие прочности выполнено т.к
Расчёт быстроходной ступени.
7.1 Межосевое расстояние, ширина колёс.
Так как редуктор соосный, то ____=_____= мм. Материалы для зубчатых колёс принимаем те же, что для тихоходной ступени.
Ширина венца колеса:
Где: ____=0,25
Ширина венца шестерни:
Окончательно принимаем ____=89 мм.
Выбор модуля и числа зубьев быстроходной ступени.
Модуль определяется:
Принимаем ____= 5. Предварительно берём угол наклона зубьев __=10.
Суммарное количество зубьев ____ определяется:
Принимаем целое число ____=140, и уточняем угол наклона зубьев шестерни и колеса:
Число зубьев шестерни:
Принимаем целое число зубьев ____=16.
Минимальное число зубьев:
Условие ____=15,5 >___=16 выполняется.
Число зубьев колеса быстроходной ступени:
Фактическое передаточное число быстроходной ступени:
Отклонение передаточного числа редуктора _____:
Определяем диаметры зубчатых колёс. Действительный диаметр:
Для шестерни:
Для колеса:
Диаметр вершин зубьев:
Для шестерни:
Для колеса:
Диаметр впадины зубьев:
Для шестерни:
Для колеса:
Проверочный расчёт на выносливость по контактным напряжениям быстроходной ступени.
Контактные напряжения:
Где ____=
____=275 для стальных колёс.
Коэффициент осевого перекрытия:
Так как получили при расчёте ____>0,9 то ____= Коэффициент торцевого перекрытия:
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, ____ определяется исходя из значения ___:
____=1,04.
Коэффициент динамической нагрузки:
Удельная окружная динамическая сила:
___=0,002 (коэффициент, учитывающий проявление погрешностей зацепления на динамическую нагрузку).
Окружная скорость:
По окружной скорости выбираем 9-ю степень точности.
____=1,12
Удельная расчётная окружная сила в зоне её наибольшей концентрации:
Окружная сила:
Сравниваем полученное напряжение с допускаемым:
Проверочный расчёт на выносливость по напряжениям изгиба быстроходной ступени.
Определяем отношения:
Найденное отношение меньше для шестерни, поэтому расчёт будем вести по шестерне.
Действующее напряжение изгиба:
Где ___=1
Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев:
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями для косозубых передач:
_____= 1,09.
___=0,006 т.к передача косозубая.
Передача на изгиб прочная, так как ____=
7.5 Проверочный расчёт зубьев на прочность при перегрузках.
Максимальное напряжение от действия пиковой нагрузки:
Сравним _________________. Следовательно, и при кратковременной нагрузке зубья прочные:
Сравним ____________, следовательно, и при кратковременной перегрузке зубьея на изгиб вполне прочные:
Следовательно, согласно расчётам, передача проверку прошла.
Геометрические параметры зубчатых колёс быстроходной ступени редуктора.
Параметр | обозначение | Размер, мм. |
Межосевое расстояние | ||
Ширина колеса | ||
Ширина шестерни | ||
Модуль | ||
Угол наклона зубьев | ||
Число зубьев шестерни | ||
Число зубьев колеса | ||
Делительный диаметр: | ||
Диаметр выпусков: | ||
Диаметр впадин: |
Геометрические параметры зубчатых колёс тихоходной ступени .
Параметр | обозначение | Размер, мм. |
Межосевое расстояние | ||
Ширина колеса | ||
Ширина шестерни | ||
Модуль | ||
Угол наклона зубьев | ||
Число зубьев шестерни | ||
Число зубьев колеса | ||
Делительный диаметр: | ||
Диаметр выпусков: | ||
Диаметр впадин: |
Проектный расчёт валов.
Быстроходный вал.
Выполняем вал и шестерню заодно – в виде вала – шестерни из стали 45, термообработка – улучшение.
Предварительный расчёт проведём на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Диаметр входного конца вала:
Где ___(пониженное напряжение кручения).
Принимаем по ГОСТ 12080-66
Принимаем конструктивно под подшипники диаметры шеек вала
, округляем до ближайшего стандартного диаметра внутреннего кольца подшипника
Определяем диаметр буртика:
Принимаем
Выбираем по ГОСТ 8338-75 подшипники – радиальные шариковые однорядные средней серии ____:
Определяем усилия, действующие на быстроходном валу:
Усилие муфты:
Окружное усилие:
Радиальное усилие:
Осевое усилие:
Определяем необходимые расстояния для определения опорных реакций:
Предварительно принимаем:
Вычисляем расстояние между точкой приложения усилия от муфты и реакции смежной опоры подшипника:
Определяем реакции в опорах подшипников:
А) в вертикальной плоскости:
Проверка:
Б) в горизонтальной плоскости:
Проверка:
Строим эпюры изгибающих моментов:
А) в вертикальной плоскости
Справа
Слева
Б) в горизонтальной плоскости:
Справа
Слева
Определяем суммарные радиальные реакции опор подшипников: