Физико-химические свойства эксплуатационных материалов

Химмотологическая карта смазки автомобиля ЗИЛ-4334

Позиция на рисунке   Смазываемые узлы и механизмы Смазоч-ный материал Число точек смазки   Периодичность замены Приме­чание  
Основа Дублирующие ЕО ТО-1 ТО-2 СО  
Картер двигателя Масло М-4з/6Б1 Масло М-8 Х Х Х   Проверьте уровень масла при ЕО, долейте до нормы. Замените масло и фильтрующий элемент масляного фильтра
Подшипники жидкостного насоса Смазка ЦИАТИ-М-201 ЛИТА   Х     Смазывайте через пресс-маслёнку до появления свежей смазки из контрольного отверстия
Валик привода распредилителя “Выключения сцепления” ЦИАТИ-М-201 ЛИТА   Х     Смазывайте через пресс-маслёнку
Система охлаждения двигателя Тосол-А65М Тосол-А40М       Х Заливать до уровня
Ось медали сцепления ЦИАТИ-М-201 ЛИТА   Х     Смазывайте одной полной заправкой колпачковой маслёнки
Картер коробки передач Масло ТМ-3-9 Масло ТСП-10     Х Х Проверьте уровень масла, при необходимости долейте.
Картер заднего моста Масло ТМ-3-9 Масло ТСП-10     Х   Замените масло
Карданные валы ЦИАТИМ-201 ЛИТА       Х Смазывайте через пресс-маслёнку (10 качков шприцем)  
Амортизаторы передней подвески МГП-10 АЖ-12         Замените при ремонтных работах
Подшипники ступиц колес Смазка ЦИАТИ-М-201 ЛИТА   Х Х   Смазывайте через пресс-маслёнку до появления свежей смазки из контрольного отверстия  
Картер рулевого механизма Масло ТМП-10 Масло МГ-22-В Х Х     Проверьте уровень масла в бачке и, при необходимости долейте
Замки дверей и детали стеклоподъемников ЦИАТИ-М-201 ЛИТА         Смазывайте по необходимости
Бачок омывателя НИИС4 Вода           Долевать по необходимости
Бачок заливной главного цилиндра тормоза Жидкост для тормозов "Роса" Нева, Томь Х Х   Х Проверьте уровень жидкости и, при необходимости, долейте  
Клеммы и перемычки аккумуляторной батареи ЦИАТИ-М-201 ЛИТА         Смазывайте тонким слоем  
Картер раздаточной коробки Масло ТМ-3-9 Масло ТСП-10     Х   Замените масло
Устройство сцепки ЦИАТИ-М-201 ЛИТА       Х Смазывайте по необходимости
Шарниры рулевых тяг ЦИАТИ-М-201 ЛИТА   Х     Смажьте через пресс-масленки
Картер промежуточного моста Масло ТМ-3-9 Масло ТСП-10   Х     Замените масло
Привод стартера ЦИАТИМ-201 ЛИТА     Х   Смажьте

Таблица заправочных емкостей



Система, механизм, агрегат Объем, л Эксплуатационные материалы
Топливный бак: -основной -дополнительный     Бензин А-76
Двигатель, системы: -смазки -охлаждения   8.5   Масло М-4з/6Б1 Тосол А-40
Ходохая часть: смазки -коробка передач -задние мосты -раздаточная коробка   5.1 4.5х2 4.9     Масло ТМ-3-9
Тормозная система: -бачок главного цилиндра тормозов   0,6 Жидкость для тормозов "Роса"
Рулевой механизм: -смазки   2.75   Масло ТМП-10

Физико-химические свойства эксплуатационных материалов

Моторное масло

М-4з/6Б1 (М — масло моторное; 4з — масло загущенное, с кинематической вязкостью, равной 1300 : 2600 мм2/с, при — 18°С; 6 — кинематическая вязкость равна 6 мм2/с при 100 °С; Б1 — масло для малофорсированного карбюраторного двигателя).

Состав: Получают загущением базового масла (веретенное АУ) полиметакрилатной присадкой и добавлением композиций моющих, антиокислительной и противопенной присадок.

Область применения: Применяют всесезонно в северной климатической зоне и в районах с умеренными климатическими условиями только как зимнее масло. Обеспечивает холодный пуск двигателя при -30 °С.

Охлаждающая жидкость

Охлаждающие жидкости изготовляют по ГОСТ 28084-89, техническим условиям и регламентам. В частности, по ТУ 6-02-751-86 выпускаются охлаждающие жидкости <Тосол> марок А (концентрат), А-40 и А-65,по ТУ 113-07-02-88 жидкости <Лена> марок А (концентрат), А-40 и А-65, по ТУ 6-01-17-30-85 жидкость ОЖ-25ПГ с температурой начала кристаллизации –25

Требования, предъявляемые к жидкости для систем охлаждения двигателей, весьма разнообразны. Такая жидкость не должна замерзать и кипеть во всем рабочем диапазоне температур двигателя, легко прокачиваться при этих температурах, не воспламеняться, не вспениваться, не воздействовать на материалы системы охлаждения, быть стабильной в эксплуатации и хранении, иметь высокую теплопроводность и теплоемкость.

В наибольшей степени этим требованиям отвечает вода и водные растворы некоторых веществ. Вода имеет целый ряд положительных свойств: доступность, высокую теплоемкость, пожаробезопасность, нетоксичность, хорошую прокачиваемость при положительных температурах. К недостаткам воды следует отнести: неприемлемо высокую температуру замерзания и увеличение объема при замерзании, недостаточно высокую температуру кипения и склонность к образованию накипи. Эти недостатки ограничивают применение воды в качестве охлаждающей жидкости.

Трансмисионные масла

Трансмиссионное масло ТМ-3-9 — минеральное масло для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач.

Вырабатывается из малосернистых нефтей с использованием высоковязкого остаточного деасфальтированного компонента и маловязкого дистиллятного компонента, имеющего низкую температуру застывания. Эксплуатационные характеристики масла улучшены противозадирной и депрессорной присадками.

Трансмиссионное масло ТМ-3-9 применяют как всесезонное в Северных районах и как зимнее в средних климатических при контактных напряжениях до 1500-2000 МПа и температурах масла в объеме до 100-110 °С.

Масло ТМ 3-9 входит в группу ТМ-3 масел, выпускаемые по ГОСТ 23652-79. Буква С в маркировке означает, что масло получено из сернистой нефти, букв П - масло с присадками.

Срок замены маслаТМ-3-9 составляет 35-50 тыс. км.

В соответствии с международной системой API трансмиссионные масла подразделяются на группы:

GL-1 (ТМ-1 по ГОСТ), (SAE 75W) - применяются в прямозубых, конических, червячных передачах, при давлениях до 1600 МПа, до 90 ‘C

GL-2 (ТМ-2), (SAE 80W/85W) - применяются в прямозубых, спирально-конических и т.п. передачах, при давлениях до 2100 МПа, до 120 GL-3 (ТМ-3), (SAE 90) - то же, до 2500 МПа, до 120 ‘С

GL-4 (ТМ-4), (SAE 140) - различные трансмиссии, включая гипоидные, до 3000 МПа, до 150 ‘C

GL-5 (ТМ-5), (SAE 250) - гипоидные передачи, свыше 3000 МПа, свыше 180 ‘C

GL-6 (ТМ-5) - гипоидные передачи, работающие в очень тяжелых условиях. Содержат высокоэффективные противозадирные и противоизносные присадки.

Амортизаторное масло

МГП-10 – смесь маловязкого трансформаторного масла и синтетической полиэтилсилоксановой жидкости, в которую для улучшения эксплуатационных свойств введены: осернённый кашалотовый жир, полимерная депрессорная, а также антиокислительная и антипенная присадки. Застывает жидкость при – 400 С,

tвспышки = + 1500 С, tзастывания = - 400 С.

Предназначено для использования в качестве рабочей жидкости в гидравлических амортизаторах автомобилей

Обеспечивает работу амортизаторов в широком диапазоне температур. Хорошие противоизносные характеристики.

Тормозные жидкости

Тормозные жидкости "Роса ДОТ-4", "Роса-3" и "Роса" (ТУ 2451-004-10488057-94) - высокотемпературные жидкости, представляющие собой композиции на основе борсодержащего полиэфира, содержат антиокислительные и антикоррозионные присадки.

Жидкости "Роса" и "Роса-3" отличаются от жидкости "Роса ДОТ-4" наличием в составе различных пластификаторов, однако из-за отсутствия сырья эти марки практически не выпускают. Жидкости имеют высокие значения температуры кипения (260 °С) и температуры кипения "увлажненной" жидкости (165 °С). Работоспособны в диапазоне температур окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяются в тормозных системах современных грузовых и легковых автомобилей, в том числе переднеприводных автомобилей ВАЗ.

Совместимы с тормозными жидкостями "Томь" и "Нева" в любых соотношениях. Срок службы - 3 года.

Основное назначение тормозной жидкости - передача энергии от главного тормозного цилиндра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.

Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а температура тормозной жидкости в дисковых тормозах поднимается до 150-190 °С. В результате постоянных колебаний температуры в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает атмосферная влага. При этом тормозная жидкость "увлажняется", и, соответственно, снижается ее температура кипения.

Если в процессе эксплуатации температура кипения тормозной жидкости становится ниже 150 °С, то при высоких скоростях движения и интенсивных торможениях создается опасность ее "закипания". При этом в жидкости выделяются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов и возможности аварии.

Температура кипения тормозной жидкости - важнейший показатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов.

При эксплуатации вследствие обводнения температура кипения тормозной жидкости неизбежно снижается, поэтому наряду с температурой кипения "сухой" тормозной жидкости определяют температуру кипения "увлажненной" жидкости, содержащей 3,5 % воды.

Температура кипения "увлажненной" жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля.

Пластичные смазки

Смазка Циатим-201 (ГОСТ 6267-74) — маловязкое нефтяное масло, загущенное стеаратом лития; содержит антиокислительную присадку. Основные эксплуатационные характеристики: удовлетворительная механическая стабильность, низкая коллоидная стабильность; морозо- и водостойкая. Смазка Циатим-201 работоспособна при температуре -60…+90°С.

Область применения смазки Циатим-201

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические другие приборы и точные механизмы.

ЛИТА

Лита — маловязкое нефтяное масло, загущенное стеаратом лития и церезина. Основные эксплуатационные характеристики: высокая водостойкость, хорошие консервационные свойства, низкая механическая стабильность. Работоспособна при температуре -50…+100°С.

Применение: Узлы трения машин и механизмов, эксплуатируемых под открытым небом, механизмы переносного инструмента с электрическим или механическим приводом

Введение

Около 250 тысяч зиловских автомобилей несут службу в воинских частях России. Машины используются не только для транспортировки грузов и личного состава, но и в качестве носителей вооружения. Всего же парк армейской колесной техники на 40% укомплектован грузовиками с маркой ЗИЛ. В 1995 году на смену хорошо известному трехосному вездеходу ЗИЛ-131 и его модификациям пришло семейство ЗИЛ-4334. Новое семейство включает две базовые машины: бортовой грузовик ЗИЛ-433420 и многоцелевой шасси ЗИЛ-433422. Первый из них способен перевозить в тентованном кузове 3750 кг груза или 24 человек на трех откидных скамейках. Второй используется для монтажа специальных кузовов и военного снаряжения массой до 4450 кг. Обе машины могут буксировать прицепы полной массой до 4200 кг. Устанавливается V-образный 8-цилиндровый дизель ЗИЛ-6451, развивающий мощность 170 л.с. Двигатель может работать на различных видах топлива.Специально по заданию военного ведомства на ЗИЛе разработали систему защиты жизненно важных частей автомобиля от поражения огневыми средствами. За 15–20 минут экипаж монтирует пуленепробиваемые панели, закрывающие переднюю часть двигателя, двери и лобовое стекло. Наблюдение за дорожной обстановкой в этом случае осуществляется с помощью светоблоков, которые выдерживают прямое попадание пуль. Шасси ЗИЛ-433114 с отличными кабиной и оперением максимально приспособлено для установки различных типов вооружений. На него устанавливаются дополнительные устройства по требованию военных. Судьба машины зависит от наличия заказов из Министерства обороны.

Амортизаторные жидкости

В легковых автомобилях нашли широкое применение амортизаторы (виброизоляторы) телескопического типа, а в последнее время телескопические стойки, предназначенные для гашения колебаний кузова на упругих элементах подвески. Установка амортизаторов делает ход автомобиля плавным даже при движении по бездорожью.

Рабочим телом в гидравлических амортизаторах служат маловязкие жидкости, обычно на нефтяной основе.

Требования к амортизаторным жидкостям многообразны. Основным показателем является вязкость. Большинство рабочих жидкостей, применяемых в телескопических амортизаторах, характеризуются следующими значениями вязкости: при 20 градусах – 30-60; при 50 градусах – 10-16; при 100 градусах – 3,5-6,0 мм/с.

Высокие требования предъявляются к вязкости амортизаторных жидкостей при отрицательных температурах. Так, при –20 градусах вязкость не должна превышать 88 мм/с. Желательно, чтобы во всём интервале встречающихся на практике отрицательных температур вязкость амортизаторной жидкости не превышала 2000 мм/с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко ухудшается и происходит блокировка подвески. С этим часто встречаются на практике, т.к. уже при –30 градусах вязкость товарных амортизаторных жидкостей превышает 200 мм/с и при –40 градусах достигает 5000-10000 мм/с. Обеспечить требуемую вязкость (при температурах ниже –30 градусах) могут амортизаторные жидкости на синтетической основе.

Рабочая амортизаторная жидкость должна обладать определённой теплоёмкостью и теплопроводностью.

Важным показателем являются смазывающие свойства жидкостей, которые определяются обычно при испытании на машинах трения или при испытании самих амортизаторов на стенде. Амортизаторные жидкости не должны быть склонны к пенообразованию, т.к. это снижает энергоёмкость амортизатора и нарушает условия смазки трущихся пар. Важным характеристиками амортизаторных жидкостей являются такие, как стабильность против окисления, механическая стабильность, испаряемость и совместимость с конструкционными материалами, особенно резиновыми уплотнениями. В их состав, как правило, вводят различные добавки, улучшающие свойства жидкостей. Это высокомолекулярные присадки для улучшения температурных характеристик вязкости, анти окислительные и противопенные присадки, а также для повышения смазывающих свойств, температуры застывания и т.д. Ассортимент основных амортизаторных жидкостей дан в таблице.

Свойства основных марок амортизаторных жидкостей

Показатель МГП-10 (ГОСТ 38-1-54-74)
Плотность при 20 град. , кг/м
Вязкость, мм/с при температуре: 40 градусах, 20 градусах 50 градусах 100 градусах       _ 3,6
t застывания, не выше -40
Вспышка в закрытом тигле, не ниже

Наши рекомендации