Контрольная карточка 11.3
Вопрос | Ответы | Код |
На рис. 11.10 показано два варианта монтажа подшипников качения. В каком случае удобнее монтировать прашлй подшипник качения? | Рис. 11.10, а Рис. 11.10, б | |
Какая система смазывания подшипников качения у прямозубого редуктора, показанного на рис. 11.11? | Пластичная Жидкая в масляной ванне Масляным туманом Жидкая под давлением | |
Какая из указанных на рис. 11.12 конструкций подшипникового узла будет надежнее в работе? | Рис. 11.12, а Рис. 11.12, б | |
Какую нагрузку воспринимает подшипник 1 в подшипниковом узле, показанном на рис. 11.13? | Радиальную Fr Осевую Fa Fr+Fa Нагрузки не воспринимает | |
Определите тип уплотнения в подшипниковом узле, показанном на рис. 11.12, б | Контактное Мазеудерживающее кольцо Щелевое Лабиринтное Комбинированное |
Рис. 11.10
Рис. 11.11
Рис. 11.12
Рис. 11.13
Ответы на вопросы
11.1. Подшипники ведущего вала (поз. 6 и 7). Подшипники — роликовые.
11.2. Подшипники качения принципиально отличаются от подшипников скольжения тем, что в них трение скольжения заменено трением качения.
11.6.Для подшипника 50312 внутренний диаметр d=60 мм, серия — средняя. 2404 — радиальный с короткими цилиндрическими роликами
подшипник тяжелой серии с внутренним диаметром 20 мм, класс точности — нормальный.
11.7.Роликовые радиальные подшипники с короткими роликами (2412) осевых нагрузок воспринимать не могут.
11.9.К радиальным подшипникам относятся: шариковый радиальный однорядный подшипник; шариковый радиальный двухрядный сферический; роликовый радиальный подшипник с короткими цилиндрическими роликами; роликовые радиальные двухрядные сферические; игольчатые подшипники; роликовый радиальный подшипник с витыми роликами.
К радиально-упорным: шариковый радиально-упорный однорядный подшипник; роликовый конический (радиально-упорный).
К упорным: шариковый упорный подшипник, роликовый упорный.
11.12. Применение подшипников качения не всегда рационально. В некоторых случаях из-за габаритных размеров или по условиям монтажа устанавливать подшипники качения (например, шатунные и коренные подшипники и т. п.) нельзя. Кроме того, при больших радиальных нагрузках (особенно ударных) подшипники качения применять нецелесообразно.
В некоторых случаях по конструктивным, эксплуатационным или технологическим причинам необходимо устанавливать только подшипники скольжения (как разъемные, так и неразъемные).
11.13. Тип 2000 (роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами), тип 3000 (роликовые радиальные двухрядные сферические), тип 4000 (игольчатые), тип 5000 (роликовые радиальные с витыми роликами), тип 7000 (роликовые конические радиально-упорные), тип 9000 (роликовые упорные).
11.15.Для редуктора с шевронными зубчатыми колесами можно применять любой тип радиальных подшипников, так как в этом случае на подшипник действуют только радиальные нагрузки Ft и Fr (в зубчатой шевронной передаче осевая нагрузка не возникает).
11.17.По статической грузоподъемности подбирают подшипники, частота вращения которых не превышает 1 об/мин (ω ≤ 0,1 рад/с) или, в случае, когда подшипник воспринимает внешнюю нагрузку в неподвижном состоянии.
11.20. Основные виды разрушения деталей подшипников: поломка деталей, абразивное изнашивание, заедание деталей, усталостное выкрашивание.
11.21. Обеспечение нормальных условий работы (смазывание и т. п.), высокое качество изготовления подшипников качения на заводе-изготовителе, рациональная конструкция узла повышает долговечность подшипников качения.
11.23.Из перечисленных в шаге 11.23 требований к проектированию подшипниковых узлов выделить основное нельзя, так как все перечисленные требования направлены на создание рациональной конструкции подшипникового узла и, следовательно, важны. Обязательное требование — надежность и долговечность.
11.26.В подшипниках качения смазывание играет вспомогательную роль, главным образом уменьшая трение скольжения тел, качения о сепаратор.
11.28. Недостатки применения жидкого смазочного материала: необходимость более частого пополнения; необходимость в более сложных конструкциях уплотнений.
Для редукторов возможность пластичной смазки обеспечивается наличием мазеудерживающего кольца или маслоотражательной шайбы с внутренней стороны редуктора и отверстия для пресс-масленки.
11.29. Типы угоготнительных устройств (рис. 11.9): а — защитное кольцо (справа), контактное уплотнение (слева); б, д, е — контактные уплотнения 1; в — лабиринтное уплотнение 2; г — щелевое уплотнение 3.
Глава 12 МУФТЫ
§ 1. Общие сведения
12.1. Для соединения валов применяют муфты (рис. 12.1). С помощью муфт можно также передать вращение с валов на зубчатые колеса, шкивы, свободно насаженные на эти валы.
Рис. 12.1. Принципиальная схема машины
Муфты не изменяют вращающего момента и направления вращения. Некоторые типы муфт поглощают вибрации и точки, предохраняют машину от аварий при перегрузках.
Применение муфт в машиностроении вызвано необходимостью:
• получения длинных валов, изготовляемых из отдельных частей, компенсации небольших неточностей монтажа в относительном расположении соединяемых валов;
• придания валам некоторой относительной подвижности во время работы (малые смещения и перекос геометрических осей валов);
• включения и выключения отдельных узлов;
• автоматического соединения и разъединения валов в зависимости от пройденного пути, направления передачи вращения, угловой скорости, т. е. выполнения функций автоматического управления.
Что называют муфтой?
12.2. Классификация муфт.
Многообразие конструкций муфт усложняет их классификацию. Ниже приведена классификация по отдельным признакам.
По принципу действия и основному назначению различают:
• постоянные муфты, не допускающие разъединения валов в процессе работы машины;
• сцепные (управляемые) муфты, позволяющие соединять и разъединять валы;
• самоуправляемые (автоматические) муфты, автоматически разъединяющие валы при изменении заданного режима работы;
• предохранительные муфты, разъединяющие валы при нарушении нормальных эксплуатационных условий работы.
По характеру соединения валов муфты делят на:
• жесткие (глухие) — практически не допускающие компенсации радиальных, осевых и угловых смещений валов;
• компенсирующие — допускающие некоторую компенсацию радиальных, осевых и угловых смещений валов благодаря наличию упругих элементов (резиновых втулок, пружин и др.);
• фрикционные — допускающие кратковременное проскальзывание при перегрузках;
• электромагнитные и гидравлические.