Принцип действия и классификация
Схема ремённой передачи представлена на рисунке. Передача состоит из двух шкивов, закреплённых на валах, и ремня, охватывающего шкивы. Нагрузка передаётся силами трения, возникающими между шкивами и ремнём, вследствие натяжения последнего.
В зависимости от формы
поперечного сечения ремня различают: плоскоремённую, клиноремённую и круглоремённую передачи.
Кроме этого есть ещё поликлиновыеи зубчатые ремённые передачи.
Оценка и применение
Ремённая передача является одним из старейших типов механических передач, сохранивших свое значение до нашего времени. По сравнению с другими видами передач ремённая обладает рядом особенностей, которые определяют целесообразность её применения. Для оценки ремённой передачи сравним её с зубчатой, как наиболее распространённой. При этом можно отметить такие преимущества ремённой передачи: возможность передачи движения на значительные расстояния (до 15м); плавность и бесшумность работы, обусловленные эластичностью ремня и позволяющие работать при высоких скоростях; предохранение механизмов от резких колебаний нагрузки вследствие упругости ремня; предохранение механизмов от перегрузки за счёт возможного проскальзывания ремня; простота конструкции и эксплуатации (передача не требует смазки).
Основными недостатками ремённой передачи являются: повышенные габариты; некоторое непостоянство передаточного отношения, вызванное зависимостью скольжения ремня от нагрузки; повышенная нагрузка на валы и их опоры, связанная с большим предварительным натяжением ремня (увеличением нагрузки на валы в 2…3 раза по сравнению с зубчатой передачей); низкая долговечность ремня (в пределах 1000…5000 ч).
Ремённые передачи применяют преимущественно в тех случаях, когда по условиям конструкции валы расположены на значительных расстояниях. Мощность современных передач не превышает обычно 50 кВт. В комбинациях с зубчатой передачей ремённую устанавливают обычно на быстроходную ступень как менее нагруженную.
В современном машиностроении наибольшее распространение имеют клиновые ремни. Применение плоских ремней старой конструкции значительно сократилось. Плоские ремни новой конструкции (плёночные ремни из пластмасс) получают распространение в высокоскоростных передачах. Круглые ремни применяют только для малой мощности: в приборах, машинах домашнего обихода и т.п.
Вопрос 26
Кинематика передачиОкружные скорости на шкивах
;
.У ремённой передачи v1¹v2, обычно v2<v1, так как имеется упругое скольжение ремня. Можно записать v2 = v1(1 - e) где e - коэффициент скольжения. При этом передаточное отношение
.Величина e зависит от нагрузки, поэтому в ремённой передаче передаточное отношение не является строго постоянным. При нормальных рабочих нагрузках e = 0,01…0,02. Наибольшее значение e позволяют приближённо принимать
.
Передаточное отношение у ремённых передач. Применяемых в современных машинах, i = 2…5 (imax = 8).