Предельно–допустимые размеры
РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
курсовой работы по дисциплине:
«Взаимозаменяемость, стандартизация, технические
измерения и управление качеством»
Сборочная единица I Вариант 7
Студент Колотин Г. П. Группа 6 MTт-1
Преподаватель Ларионова Ю.В. ___________
Курсовая работа защищена с оценкой _____________
Москва 2007
Исходные данные
Таблица 1. Основные размеры подшипника (ГОСТ 333-79) [4, стр. 216, табл. 163]
Условное обозначение | d | D | B | С | T | r | r1 | a | Cr | C0r | Масса |
мм | кН | кг | |||||||||
0,8 | 13° | 0,56 |
Рис. 2. Роликовый конический подшипник
Таблица 2.
Обозначе- ние резьбы | Класс точности подшипника | Радиальная реакция опоры, кН | Осевая нагрузка, кН | Перегрузка до (%) | Форма вала | dотв/d | Натяг, мкм | Номинальные размеры, мм | |||
Наиб. | Наим. | ||||||||||
М16- | 3,0 | полый | 0,80 |
B1, мм | B2, мм | B3, мм | B4, мм | B5, мм | , мм |
11 Н9 | 4,5 h8 | 26 Н9 | 18 Н9 | 65 h8 |
Таблица 3.
Описание работы сборочной единицы
Вал привода колеса шлицевым соединением сопрягается со стаканом колеса (1), который вращается в подшипниках. Радиальные и осевые нагрузки воспринимаются двумя радиально–упорными подшипниками, поэтому для распорного кольца (7) выбираем посадку с зазором. Так как вал вращается вместе с циркуляционно-нагруженными внутренними кольцами подшипника (2), они должны иметь посадку с натягом (неподвижное соединение). Между внутренними кольцами подшипников (2) находится распорное кольцо (7), дистанционное. В полости подшипников с обеих сторон корпуса расположены сальники, для удержания смазки. Стакан задних колёс (1) болтовым соединением неподвижно закреплён на корпусе задней подвески (6). Тормозной барабан (4) неподвижно установлен на стакане колеса (1).
Расчёт посадок подшипников качения
Вращается вал, нагрузка РR постоянная
Расчёт посадки в сопряжении внутреннего кольца подшипника со стаканом
Расчёт интенсивности радиальной нагрузки внутреннего кольца подшипника
где Fr = 15 кН – радиальная нагрузка на опору
b = 19,2 мм – рабочая ширина посадочного места
( b = B – (r + r1) = 22 – (2 + 0,8) = 19,2)
k1 = 1,8 – динамический коэффициент посадки при перегрузке до 300% [1, стр. 237]
k2 = 1,7 – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (dотв/d = 0,8; D / d = 1,53) [1, стр. 238, табл. 9.5]
k3 = 1 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределении радиальной нагрузки Fr между рядами роликов.
1.1.2. По рассчитанной PR и Ø внутреннего кольца подшипника определяем допуск на вал [1, стр. 238, табл.9.3]
PR = 2390,63 H/м, d = 65 мм è n 6.
Отклонения для отверстия внутреннего кольца подшипника и вала
а) для вала по Æ65 и квалитету IT6 [2, стр. 362, табл. 4]:
es = +39 мкм
ei = +20 мкм
Td = es – ei = 39 – 20 = 19 мкм
б) для внутреннего кольца подшипника по классу точности L5 и Æ65 [3, стр. 98, табл. 41]:
ES = 0 мкм
EI = –13 мкм
TD = ES – EI = 0 – (–13) = 13 мкм
Предельно–допустимые размеры
а) для вала:
dmax = d + es = 65 + 0,039 = 65,039 мм
dmin = d + ei = 65 + 0,020 = 65,020 мм
б) для внутреннего кольца подшипника:
Dmax = D + ES = 65 + 0,000 = 65 мм
Dmin = D + EI = 65 – 0,013 = 64,987 мм
Предельные натяги
Nmax = dmax – Dmin = 65,039 – 64,987 = 0,052 мм = 52 мкм
Nmin = dmin – Dmax = 65,020 – 65 = 0,020 мм = 20 мкм