И динамической грузоподъемности
Таблица 34
Значения коэффициента Х0 радиальной статической
и Y0 осевой статической нагрузки
Подшипники | Однорядные | Двухрядные | |||
X0 | Y0 | X0 | Y0 | ||
Шариковые радиальные | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,5 | |
Шариковые радиально-упорные с номинальными углами контакта a, град. | 0,5 | 0,47 0,46 0,38 0,37 0,28 0,26 | 0,94 0,92 0,76 0,74 0,56 0,52 | ||
Шариковые и роликовые самоустанавливающиеся (a ¹ 0°), конические радиально-упорные | 0,5 | 0,22ctg a | 0,44ctg a | ||
Таблица 35
Значения коэффициентов радиальной Х и ocевой Y нагрузок
Тип подшипника | Угол a0 | е | Fa /(VFr) ≤ e | Fa /(VFr) >e | ||
X | Y | X | Y | |||
Шариковый радиальный | 0,518(Fа/C0)0,24³0,19 | 0,56 | ||||
Шариковый радиально-упорный | 0,631(Fa/C0)0,175³0,3 | 0,45 | ||||
18-20 | 0,57 | 0,43 | ||||
24-26 | 0,68 | 0,41 | 0,87 | |||
28-36 | 0,95 | 0,37 | 0,66 | |||
Роликовый радиально-упорный | — | 1,5 tg a | 0,40 | 0,4 ctg a |
Примечание. Для двухрядных конических роликовых подшипников е=1,5tga; при Fa /(VFr) = e коэффициенты X = 1 и Y = 0,45ctg a, а при Fa /(VFr) > e коэффициенты X = 0,67 и Y = 0,67ctg a.
Таблица 36
Значения коэффициентов Х радиальной и Y осевой нагрузок
Тип подшипника | a,° | Fa/Cor | Подшипники однорядные | Подшипники двухрядные | е | |||||
Fa/(VFr)>e | Fa/(VFr)£е | Fa/(VFr)>е | ||||||||
X | Y | X | Y | X | Y | |||||
Радиальный | 0,014 0,028 0,056 0,084 0,110 0,170 0,280 0,420 0,560 | 0,56 | 2,30 1,99 1,71 1,55 1,45 1,31 1,15 1,04 1,00 | 1,0 | 0,56 | 2,30 1,99 1,71 1,55 1,45 1,31 1,15 1,04 1,00 | 0,19 0,22 0,26 0,28 0,30 0,34 0,38 0,42 0,44 | |||
Радиально-упорный | 0,014 0,029 0,057 0,086 0,110 0,170 0,290 0,430 0,570 | 0,45 | 1,81 1,62 1,46 1,34 1,22 1,13 1,04 1,01 1,00 | 1,0 | 2,08 1,84 1,69 1,52 1,39 1,30 1,20 1,16 1,16 | 0,74 | 2,94 2,63 2,37 2,18 1,98 1,84 1,69 1,64 1,62 | 0,30 0,34 0,37 0,41 0,45 0,48 0,52 0,54 0,54 | ||
0,015 0,029 0,058 0,087 0,114 0,176 0,290 0,440 0,580 | 0,44 | 1,47 1,40 1,30 1,23 1,19 1,12 1,02 1,00 1,00 | 1,0 | 1,65 1,57 1,46 1,38 1,34 1,26 1,14 1,12 1,12 | 0,72 | 2,39 2,28 2,11 2,00 1,93 1,82 1,66 1,63 1,63 | 0,38 0,40 0,43 0,46 0,47 0,50 0,55 0,56 0,56 | |||
— | 0,41 | 0,87 | 0,92 | 0,67 | 1,41 | 0,68 | ||||
— | 0,37 | 0,66 | 0,66 | 0,60 | 1,07 | 0,95 | ||||
— | 0,35 | 0,57 | 0,55 | 0,57 | 0,93 | 1,14 |
Примечания: 1) значения X, Y, е для промежуточных значений относительной осевой нагрузки или для угла aконтакта определяют линейной интерполяцией; 2) в настоящее время промышленность переходит на выпуск радиально-упорных шарикоподшипников с углами контакта 15,25,35° (вместо 12,26, 36°).
Таблица 37
Значение осевой силы радиально-упорных подшипников
в зависимости от условий нагружения
Условия нагружения | Осевые силы |
Fa1min ³ Fa2min; FA ³ 0 Fa1min < Fa2min; FA ³ Fa2min- Fa1min | Fa1 = Fa1min; Fa2 = Fa1 + FА |
Fa1min < Fa2min; FA < Fa2min - Fa1min | Fa2 = Fa2min; Fa1 = Fa2 - FA |
Таблица 38
Значение коэффициента надежности а1
Вероятность безотказной работы Рt, % | ||||||
Обозначение ресурса | L10a | L5a | L4a | L3a | L2a | L1a |
Коэффициент надежности а1 | 0,62 | 0,53 | 0,44 | 0,33 | 0,21 |
Таблица 39
Значения коэффициента а23
(учитывающего условия эксплуатации, материал подшипника)
Для шарикоподшипников (кроме сферических) Для роликоподшипников конических Для роликоподшипников цилиндрических, шарикоподшипников сферических двухрядных Для роликовых радиальных двухрядных сферических подшипников | 0,7…0,8 0,6…0,7 0,5…0,6 0,3…0,4 |
Таблица 40
Значение коэффициента Кб безопасности
Характер нагрузки | Кб | Область применения |
Спокойная нагрузка без толчков | 1,0 | Маломощные кинематические редук-торы и приводы. Механизмы ручных кранов, блоков. Тали, кошки, ручные лебедки. Приводы управления. |
Легкие толчки; кратковременные перегрузки до 125 % номинальной нагрузки | 1,0...1,2 | Прецизионные зубчатые передачи. Металлорежущие станки (кроме стро-гальных, долбежных и шлифовальных). Гироскопы. Механизмы подъема кранов. Электротали и монорельсовые тележки. Лебедки с механическим приводом. Легкие вентиляторы и воздуходувки. |
Умеренные толчки; вибрационная нагру-зка; кратковременные перегрузки до 150 % номинальной нагрузки | 1,3...1,5 | Зубчатые передачи. Редукторы всех типов. Механизмы передвижения крановых тележек и поворота кранов. Буксы рельсового подвижного состава. |
То же, в условиях повышенной надежности | 1,5…1,8 | Механизмы изменения вылета стрелы кранов. Шпиндели шлифовальных станков. Электрошпиндели. |
Нагрузки со значитель-ными толчками и виб-рациями; кратковре-менные перегрузки до 200 % номинальной нагрузки | 1,8...2,3 | Зубчатые передачи. Дробилки и копры. Кривошипно-шатунные механизмы. Валки прокатных станов. Мощные вентиляторы. |
Нагрузка с сильными ударами; кратковре-менные перегрузки до 300 % номинальной нагрузки | 2,5...3,0 | Тяжелые ковочные машины. Лесопильные рамы. Рабочие роликовые конвейеры крупносортных станов, блюмингов и слябингов. Холодильное оборудование. |
Таблица 41
Значение температурного коэффициента КT
tраб, °С | £ 100 | ||||||
Kt | 1,0 | 1,05 | 1,10 | 1,15 | 1,25 | 1,35 | 1,4 |
Таблица 42
Рекомендуемые значения долговечности Lh
Машины и оборудование | Lh , ч |
Приборы и аппараты, используемые периодически (демонстра- ционная аппаратура, механизмы для закрывания дверей, бытовые приборы) | |
Механизмы, используемые в течение коротких периодов времени (механизм с ручным приводом, сельхозмашины, подъемные краны в сборочных цехах, легкие конвейеры) | ³ 4000 |
Ответственные механизмы, работающие с перерывами (вспомогательные механизмы на силовых станциях, конвейеры поточного производства, не часто используемые металлообрабатывающие станки) | ³ 8000 |
Машины: - для односменной работы с неполной нагрузкой (стационарные электродвигатели, редукторы общего назначения); - работающие с полной нагрузкой одну смену (машины общего машиностроения, подъемные краны, вентиляторы, распределительные валы); - для круглосуточного использования (компрессоры, насосы, шахтные подъемники, стационарные электромашины, судовые приводы); - непрерывно работающие с высокой нагрузкой (оборудование бумагоделательных фабрик, энергетические установки, шахтные насосы, оборудование торговых морских судов). | ³ 12000 » 20000 ³ 40000 ³100000 |
Посадки подшипников
На чертеже в местах установки подшипников качения указывают посадки подшипников в соответствии с ГОСТ 3325-85. Поля допусков на диаметр отверстия подшипника обозначают L0, L6, L5, L4, L2 (в зависимости от класса точности 0, 6, 5, 4, 2); поля допусков на наружный диаметр подшипника обозначают соответственно l0, l6, l5, l4, l2.
Примеры обозначений посадок подшипников:
на вал — Æ50L0/k6; в корпус — Æ90H7/l0.
На сборочных чертежах подшипниковых узлов допускается указывать только поле допуска на диаметр сопряженной с подшипником детали без указания поля допуска на посадочные диаметры колец подшипника только для класса точности l0 — Æ50k6.
Рекомендуемые поля допусков см. табл. 43, 44.
Таблица 43