Ж) расчет (подбор) подшипников качения
Статический расчет - только для подшипников, делающих меньше одного оборота, например, подшипников поворотных кранов, грузоподъемных крюков и пр.
R< С0
где R - реакция опоры;
Со - допускаемая статическая грузоподъёмность подшипника (по каталогам подшипников).
Расчет на долговечность (по динамической грузоподъёмности) - основной расчет.
С – паспортная динамическая грузоподъёмность подшипника (каталогам подшипников) – это такая постоянная нагрузка, которую подшипник может выдержать в течение одного миллиона оборотов без появления признаков усталости.
Динамическая грузоподъёмность и ресурс работы подшипника L (в миллионах оборотов) связаны эмпирической формулой , (7.1)
где Р – эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник (см. ниже),
p = 3 для шариковых и p =3,33 для роликовых подшипников.
Ресурс подшипника в часах работы , (7.2)
где n – частота вращения подшипника (об/мин).
Эквивалентная динамическая нагрузка для радиальных и радиально-упорных подшипников:
, (7.3)
где - радиальная нагрузка на опору;
- осевая нагрузка на опору;
V - коэффициент, зависящий от того, какое кольцо вращается: если внутреннее – V = 1; если наружное V= 1,2.
X и Y - табличные коэффициенты, характеризующие способность данного типа подшипника воспринимать радиальную и осевую нагрузку (выбираются по каталогам подшипников).
Кб – коэффициент безопасности, зависящий от характера воспринимаемой нагрузки и степени ответственности механизма в машине(выбирается по справочникам в пределах 1,0-2,5);
KТ - табличный температурный коэффициент, при t < 1000C - Кт = 1.
При практических расчётах, когда задана расчётная долговечность работы подшипника в часах, требуемая динамическая грузоподъёмность определится из выражения
(7.4)
При переменной нагрузке, которая задается усредненным графиком (рис.50), определяется приведенная динамическая эквивалентная нагрузка:
Например, для графика, указанного на рисунке:
Рис. 50
Здесь на графике: Pi, ni, Lhi - нагрузка, число оборотов и долговечность на i-ой ступени графика.
Центробежные силы инерции, действующие в подшипниках качения, определяются известным уравнением . При малых и средних угловых скоростях они не очень велики, но сильно возрастают при высоких и сверхвысоких углов их скоростях, становясь главными нагрузками, которые и определяют предельное число оборотов подшипников этого типа.
Для упорных шариковых подшипников центробежные силы составляют большую опасность, чем для других типов, способствуя износу сепараторов.
Глава VIII
РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Служат для передачи вращения между двумя шкивами при помощи гибкой связи - ремня.
К достоинствам ременных передач относятся:
а) возможность пробуксовки ремня при ударах нагрузки, что спасает звенья механизмов
от поломок;
б) бесшумная работа на высоких и сверхвысоких скоростях;
в) простота конструкции передачи.
К недостаткам можно отнести:
1) большие габариты передачи;
2) нестабильное передаточное отношение в связи со скольжением ремня.