Привод к ковшовому транспортеру
Рис. 1.Схема установки:
1– электродвигатель; 2 – муфта; 3 – редуктор.
Исходные данные | |
Мощность на тихоходном валу nt, кВт | 7,4 |
Частота вращения тихоходного вала nт, об/мин | |
Коэффициент перегрузки | 1,9 |
Срок службы в годах | |
Число смен за сутки |
ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Требуемая мощность электродвигателя вычисляется по формуле
.
Здесь h – коэффициент полезного действия (КПД) привода, определяемый по формуле
.
Для закрытой зубчатой цилиндрической передачи h1= 0,975. Учитывая, что редуктор имеет два вала, потери на трение в опорах каждого вала принимаются h0=0,993
кВт (гл. 1. §1.1 [1]).
Частота вращения вала nт=400 об/мин (исходные данные). По данным табл. П1 подходят электродвигатели асинхронные серии 4А закрытые обдуваемые (по ГОСТ 19523-81):
1) 132М2 Р=11,0 кВт, nc=3000об/мин и S=2,3 %;
2) 132М4 Р=11.0 кВт, nc =1500 об/мин и S =2,8 %;
3) 160S6 Р=11.0 кВт, nc=1000об/мин и S =2,7 %;
4) 160М8 Р=11,0 кВт, nc =750 об/мин и S=2,5 %.
Так как при выборе первого из указанных двигателей с n=3000 об/мин понадобится передаточное число, равное 7,5 , а двигатель с nc =750 об/мин имеет большие габариты, то выберем двигатель 132М4 с Р=11,0 кВт, S =2,8 % и nc =1500 об/мин.
Номинальная частота вращения вала этого двигателя (форму- ла (1.3) [1]) nном = nc (l-S)=1500(1-0.028)=1458 об/мин ,
а угловая скорость рад/с.
Передаточное отношение привода [1, c. 7]
.
По ГОСТ 2185-66 округляем вычисленное передаточное число до u=4 [1, с. 36].
Уточненная скорость тихоходного (ведомого) вала
w2= w1/up=152.6/4=38,15 рад/с;
n2=1458/4 = 364,5 об/мин
Вращающие моменты:
на валу шестерни
Н.мм;
на валу колеса
Н.мм.
Найденные величины сведены в табл.1.
Таблица 1
Вал | N, кВт | n, об/мин | w, с-1 | Т, Нм |
7,65 | 152,6 | |||
7,4 | 364,5 | 38,15 |
РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС РЕДУКТОРА
Выбор материала и термообработки
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы по средним механическим характеристикам: для шестерни – сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка - улучшение, твердость НВ 200.
Допускаемые контактные напряжения
Допускаемые контактные напряжения вычисляются через уHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов (см. 3.9[1])
,
По табл. 3.2 [1] принимаем для колеса предел контактной выносливости
= 2НВ + 70 = 2×230 + 70 = 530 МПа.
Срок службы привода в часах
tч = tгод ∙ 300 ∙ tсмен ∙ 7 = 7 ∙ 300 ∙ 3 ∙ 7 = 44100 ч;
число циклов нагружений зубьев колеса
NНЕ = 60 tч ∙ n2 = 60 ∙ 44100 × 364,5 = 7,34∙108.
Базовое число циклов для материала колеса (по табл.3.2 [1])
.
Коэффициент долговечности
.
Следовательно, при длительной эксплуатации коэффициент долговечности КHL = 1. Примем коэффициент безопасности [SН] = 1,1.
Для косозубых колес допускаемое расчетное контактное напряжение по формуле (3.10) [1]
;
для шестерни
;
для колеса
.
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
.
Требуемое условие выполнено [1, с.35].
Выбор коэффициента ширины венца и межосевого
Расстояния
Поскольку расположение колес относительно опор симметричное, то коэффициент КНв= 1,15 (см. табл. 3.1 [1]).
Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию (см. с. 36 [1])
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активной поверхности зубьев рассчитывается по формуле (3.7 [1]):
,
где для косозубых колес Кa=43, а передаточное число нашего редуктора u=4 (см. с. 32 и формулу (3.7) [1]).
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 аW =160 мм (см. с. 36 [1]).