Определение размеров корпусных деталей
Толщина стенки корпуса и крышки редуктора
мм
мм
Исходя из рекомендаций (с.54 ) принимаем толщину стенки корпуса и крышки редуктора мм
Рекомендованные диаметры болтов, соединяющих:
Редуктор с рамой:
мм
Принимаем болты с резьбой М16
Корпус с крышкой у бобышек подшипников:
Принимаем болты с резьбой М10
Корпус с крышкой по периметру соединения:
Принимаем болты с резьбой М8
Ширина фланцев редуктора:
Фундаментного:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.018.ПЗ |
Корпуса и крышки по периметру:
S3=δ+x+k3=
Толщина фланцев редуктора:
Фундаментного: δфл1=2,3* δ=
Корпуса (с крышкой): δфл2=1,5* δ=
Крышки (соединённой с корпусом): δфл2=1,35* δкр=
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.018.ПЗ |
В результате расчетов необходимо подобрать подшипники (принятого типа) такой долговечности Lh, которая бы незначительно отличалась от требуемого срока службы Lтреб, принятого в исходных данных. Желательно, чтобы Lh ≥ Lтреб.
9.1.Подбор подшипников на тихоходном валу:
Выбираем подшипники шариковые радиальные с короткими цилиндрическими роликами (ГОСТ 8328-75) лёгкой серии (табл. 7.10.2, стр. 105):
Определяем суммарные реакции для вертикальной и горизонтальной плоскостей.
Ведем расчеты по первому,т.к
Принимаем подшипник 210 – (стр. 105, таб. 7.10.2), у которого динамическая грузоподъёмность , статическая грузоподъёмность. , ,срок службы редуктора .
Определяем эквивалентную нагрузку на подшипник:
где - коэффициент безопасности условия работы:
- коэффициент теплового режима:
Наиболее нагружена первая опора, расчёт ведём по ней:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.018.ПЗ |
Расчёт по динамической грузоподъёмности показывает, что подшипники выбраны верно, так как расчётный срок службы редуктора составляет 15000 часов, а выбранного подшипника – 995328,9 часов.
9.2.Подбор подшипников на быстроходном валу:
Выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные (ГОСТ 8338-75) лёгкой серии (табл. 7.10.2, стр. 105):
Определяем суммарные реакции для вертикальной и горизонтальной плоскостей.
Ведем расчеты по первому,т.к
Принимаем подшипник 206 – (стр.105, таб. 7.10.2), у которого динамическая грузоподъёмность , статическая грузоподъёмность. , ,срок службы редуктора
Определяем эквивалентную нагрузку на подшипник:
где - коэффициент безопасности условия работы:
- коэффициент теплового режима:
Наиболее нагружена первая опора, расчёт ведём по ней:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.015.ПЗ БНТУ 105081.018.ПЗ |
Расчёт по динамической грузоподъёмности показывает, что подшипники выбраны верно, так как расчётный срок службы редуктора составляет 15000 часов, а выбранного подшипника – 24948,71 часов.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.018.ПЗ |
12.1 Расчет быстроходного вала на выносливость
Наиболее нагруженным сечением быстроходно вала – как видно по эпюре суммарной изгибной нагрузки – является место под подшипником (точка С (d=30 мм)
Следует проверить это сечение на прочность.
Расчет вала на усталостную прочность заключается в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении их с допускаемыми значениями [s]. Прочность обеспечена при s> [s] = 1,5…2,5 (cтр. 186, [2]).
Исходные данные:
материал вала сталь 40X улучшенная;
предел прочности σв = 900 МПа;
предел выносливости стали при симметричном цикле перемены напряжений изгиба σ-1 = 410 МПа;
предел выносливости стали при симметричном цикле перемены напряжений кручения τ-1 = 240 МПа;
коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла изменения напряжения: ψσ=0; ψτ=0.
Определим момент сопротивления проверяемого сечения при изгибе (W)
и кручении ( ):
W=πd3/32=3.14*303/32= 2649мм3
Wp= πd3/16=3.14*303/16= 5299мм3
где диаметр вала.
Определим амплитуды переменных составляющих циклов нагружений( ) и постоянные составляющие ( ) (cтр. 186, [2]).:
σа=Mu/W=133270/2649=50МПа,
где Mu =133270─ максимальный суммарный изгибающий момент сечения вала.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.018.ПЗ |
Определим коэффициенты снижения предела выносливости вала в рассматриваемом сечении:
Kσд=(Kσ/Kд+KF-1)*1/Kv= Kσ/Kд=34,3
K τ д= (K τ/Kд+KF-1)*1/Kv= 3
где - эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
- коэффициент влияния абсолютных размеров рассматриваемого поперечного сечения;
(рис. 15.4, cтр. 190, [2]);
(рис. 15.4, cтр. 190, [2]);
KF =1- коэффициент влияния параметров шероховатости поверхности (табл. 15.8, cтр. 189, [2]);
Kv=1 - коэффициент влияния поверхностного упрочнения (табл. 15.3, cтр. 189, [2]);
Определим коэффициенты запаса прочности по нормальным и по касательным напряжениям:
S σ= σ-1/( σа*Kσд+ ψσ* σm)= 410/(50 *4,3)=1,9
S τ= τ-1/( τa* K τ д+ ψ τ * τ m)= 240/(7,66*3,0)=10,44
Общий коэффициент запаса прочности:
S= =1,9>[S]
Условие выполняется, прочность и жесткость обеспечены.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.018.ПЗ |
Наиболее нагруженным сечением быстроходно вала – как видно по эпюре суммарной изгибной нагрузки – является место под подшипником (точка В (d=50 мм), рис. 6.2.).
Следует проверить это сечение на прочность.
Расчет вала на усталостную прочность заключается в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении их с допускаемыми значениями [s]. Прочность обеспечена при s> [s] = 1,5…2,5 (cтр. 186, [2]).
Исходные данные:
материал вала сталь 40X улучшенная;
предел прочности σв = 900 МПа;
предел выносливости стали при симметричном цикле перемены напряжений изгиба σ-1 = 410 МПа;
предел выносливости стали при симметричном цикле перемены напряжений кручения τ-1 = 240 МПа;
коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла изменения напряжения: ψσ=0; ψτ=0.
Определим момент сопротивления проверяемого сечения при изгибе (W)
и кручении ( ):
W=πd3/32=3.14*503/32=12266 мм3
Wp= πd3/16=3.14*503/16=24531 мм3
где диаметр вала.
Определим амплитуды переменных составляющих циклов нагружений( ) и постоянные составляющие ( ) (cтр. 386, [7]):
σа=Mu/W=112318/12266=9,2 МПа,
где Mu =112318─ максимальный суммарный изгибающий момент сечения вала.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.018.ПЗ |
Определим коэффициенты снижения предела выносливости вала в рассматриваемом сечении:
Kσд=(Kσ/Kд+KF-1)*1/Kv= Kσ/Kд=3,65
K τ д= (K τ/Kд+KF-1)*1/Kv= 2.6
где - эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
- коэффициент влияния абсолютных размеров рассматриваемого поперечного сечения;
(рис. 15.4, cтр. 190, [2]);
(рис. 15.4, cтр. 190, [2]);
KF=1- коэффициент влияния параметров шероховатости поверхности (табл. 15.8, cтр. 189, [2]);
Kv=1 - коэффициент влияния поверхностного упрочнения (табл. 15.3, cтр. 189, [2]);
Определим коэффициенты запаса прочности по нормальным и по касательным напряжениям:
S σ= σ-1/( σа*Kσд+ ψσ* σm)= 410/(9,2*3.65)=12,2
S τ= τ-1/( τa* K τ д+ ψ τ * τ m)= 240/(6*2.6)=15,38
Общий коэффициент запаса прочности:
S= =9,6>[S]
Условие выполняется, прочность и жесткость обеспечены.
4.2.Расчет клиноременной передачи
Исходные данные
1. Передаваемая мощность Р2 = 3,435 кВт.
2. Частота вращения вала двигателя n2 = 1600 мин–1.
Выбираем сечение ремня в зависимости от мощности, передаваемой ведущим шкивом, и его частоты вращения. [3, с.83, рис.5.2.]; Получаем клиновой ремень нормального сечения Б.
Принимаем
Диаметр ведомого шкива :
ε = 0,01 - коэффициента упругого скольжения.
По стандартному ряду принимаем
Фактическое передаточное число с учетом коэффициента упругого скольжения ε = 0,01:
;
Отклонение от заданного значения
;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.018.ПЗ |
Определим скорость ремня:
;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.015.ПЗ БНТУ 105081.018.ПЗ |
Выбираем ориентировочное межосевое расстояние из рекомендуемого промежутка:
0,7 × (D1 + D2) £ а £ 2 × (D1 + D2);
0,7 × (355 + 125) £ а £ 2 × (225 + 125);
244,3 £ а £ 698.
Принимаем а = 400 мм.
Расчетная длина ремня
s w:space="720"/></w:sectPr></wx:sect></w:body></w:wordDocument>"> ;
Стандартная ближайшая длина ремня Lp = 2000 мм.[3, табл.К31];
Уточняем межосевое расстояние для выбранной длины ремня:
Где w=
q= =
Минимальное межосевое расстояние при надевании ремня:
мм
Максимальное межосевое расстояние для компенсации вытяжки ремня в процессе работы:
мм
Определим угол обхвата на малом шкиве:
;Окружное усилие:
;
Условие n £ 10 с–1 выполняется.
Исходное удельное окружное усилие K0 определяем из табл. 9.4 по значению касательного напряжения в ремне ( s0 = 1,5МПа); K0 = 2,05 МПа.
Допускаемое удельное окружное усилие
K = K0 × С1 × С2 × С3,
где С1, С2, С3 – поправочные коэффициенты:
С1 =0,96– коэффициент угла обхвата (табл. 9.5);
С2 =1,05– коэффициент скорости (табл. 9.6);
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ |
K = 2,05 × 0,98 × 1,0 × 1,0 = 2,009 МПа.
Необходимое число ремней
;
Принимаем z = 2
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.015.ПЗ БНТУ 105081.018.ПЗ |
Сила, действующая на валы:
Fn = 2s0 × A × Z × sin (a / 2) = 2 × 1,2 × 138 × 5 × sin (169,224° / 2) = 659,473H.
Расчетная долговечность ремня
m – показатель степени (для клиновых ремней m » 8).
где sN – временной предел выносливости (для клиновых ремней принимаем sN = 9 МПа);
k1 – коэффициент, учитывающий влияние передаточного числа u на долговечность ремня в зависимости от напряжения изгиба ( k1 = 1,9;);
k2 – коэффициент, учитывающий режим работы передачи (при постоянной нагрузке k2 = 1).
smax – максимальное напряжение в цикле для ремней;
smax = s0 + st / 2 + sи + sц,
Напряжение от окружного усилия
st / 2 = Ft / 2A
;
; где
.
[5, с.121]; ;
.
;
;
+1400* =12,667МПа
;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105091.018.ПЗ |