Расчет цилиндрических зубчатых передач
При курсовом проектировании производится расчет одной зубчатой передачи на выносливость при изгибе и контактную прочность. Расчетные формулы и коэффициенты даны на базе ГОСТ 21354-87 и работ [1, 3, 12, 14] с некоторыми упрощениями.
Для примера рассчитаем передачу z3=19, z4=60 m=4мм, остальные параметры по табл. 4.3.
7.1.1. Расчет на выносливость при изгибе.
Расчетное напряжение для зубьев шестерни z3=19 определяем по формуле для прямозубых передач (для косозубых колес – см. [12, 14])
.
Здесь:
М=М2=157Нм – расчетный крутящий момент на валу II (колесе z3);
b=30мм – ширина венца по основанию зуба;
d=76мм – делительный диаметр колеса z3;
m=4мм – модуль;
kFV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении. Определяется по табл. 7.1. в зависимости от степени точности и окружной скорости.
Окружная скорость при расчетной частоте вращения nII=593мин-1 (см. раздел 6)
.
Для степени точности 6 - kFV =1,0;
kFβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. Определяется по табл.7.2. в зависимости от положения колеса относительно опор вала. Для нашего примера kFβ=1,15.
YF – коэффициент формы зуба. Для некорригированных колес выбирается по табл. 7.3., для корригированных – по рекомендациям [12,14].
Для колеса z3 = 19 YF = 4,15(интерполируя по значениям z=17…20).
Yε=1 – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев.
Аналогично производится расчет для парного колеса z4=60.
Допускаемое напряжение изгиба для шестерни z3=19:
σFР=σFlimb∙ kFg∙ kFC∙kFL∙1/SF=750∙0,7∙0,75∙1∙1/1,65=240Н/мм2.
Таблица 7.1.
Коэффициент динамической нагрузки kFV для прямозубых передач.
Степень точности | Окружная скорость V, м/с | ||||||
до 3 | 3…6 | 6…9 | 9…12 | 12…15 | 15…18 | св.18 | |
1,0 | 1,05 | 1,08 | 1,10 | 1,12 | 1,15 | 1,2 | |
1,0 | 1,08 | 1,10 | 1,15 | 1,2 | 1,25 | 1,3 | |
1,05 | 1,10 | 1,15 | 1,2 | - | - | - | |
1,05 | 1,12 | 1,2 | - | - | - | - |
Таблица 7.2.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки kFβ
Положение колеса на валу | |||
kFβ | 1,08 | 1,15 | 1,25 |
Таблица 7.3.
Коэффициент формы зуба YF для некорригированных колес.
Число зубьев | 80 и выше | ||||||||
YF | 4,2 | 4,13 | 3,9 | 3,8 | 3,75 | 3,7 | 3,65 | 3,62 | 3,6 |
Здесь sFlimb=750 Н/мм2 - длительный предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов (см. приложение 5. – в зависимости от материала и термообработки.
KFg=0,7 – коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба после термообработки.
Принимается KFg=0,7 для цементированных колес и KFg=1,0 в остальных случаях.
KFC=0,75 – коэффициент, учитывающий работу зубьев при реверсивной нагрузке (при нагрузке в одну сторону KFc=1,0).
KFL=1,0 – коэффициент режима нагружения и долговечности (для случая интенсивной эксплуатации привода).
SF=1,65 – коэффициент безопасности. Определяется в зависимости от вероятности неразрушения и свойств заготовки [12, 14]. При курсовом проектировании принимать SF=1,6…1,8.
Аналогично определяем допускаемое напряжение колеса Z4=60.
Сравнения расчетного напряжения изгиба sF=165 Н/мм2 с допускаемым sFP=240 Н/мм2 показывает, что изгибная прочность передачи обеспечена с запасом.
7.1.2. Расчет на контактную выносливость.
Расчетное напряжение для зубьев стальной прямозубой некорригированной передачи Z=19/60 (для косозубых колес и при коррекции – см. [12, 14]).
sН= .
Здесь Ze=0,9 – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
dM=76 мм – делительный диаметр колеса с меньшим числом зубьев;
ММ=157 Нм – расчетный крутящий момент на колесе с меньшим числом зубьев;
b=27 мм – рабочая ширина венца при контакте колес;
i£1 – передаточное отношение; i=19/60=0,317;
КHV=КFV=1,0 – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку;
КHb=КFb=1,15 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца.
Допускаемое контактное напряжение
.
Здесь sHlimb=1050 Н/мм2 – базовый предел контактной выносливости, определяемый по данным приложения 5. для менее прочного материала обоих колес передачи,
КHL=KFL=1,0;
SH=1,2 – коэффициент безопасности.
Сравнение расчетного контактного напряжения sH=756 Н/мм2 с допускаемым sHP=875 Н/мм2 показывает, что контактная прочность передачи обеспечена.