Вопрос 32 допускаемые напряжения при расчете зубчатых передач
Расчет на усталость при циклических контактных напряжениях, так же как и при циклических нормальных или касательных напряжениях, базируется на кривых усталости.
Допускаемое напряжение:
где ‑ коэффициент безопасности;
‑ коэффициент долговечности.
Для прямозубых передач, за расчетное принимается меньшее из двух допускаемых напряжений, определенных для материала шестерни и колеса .
В передачах с косыми и круговыми зубьями зубья шестерни целесообразно выполнять с твердостью, значительно превышающей твердость зубьев колеса (например, Н1 > 350 HB, а Н2<350 НВ). При этом за расчетное принимают среднее из и , если выполняется условие:
Коэффициент долговечности учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передачи. Расчет основывается на кривой усталости.
Коэффициент учитывает возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач (при < ). На участке > (длительно работающие передачи) кривая усталости приближенно параллельна оси абсцисс. Это значит, что на этом участке предел выносливости не изменяется, a = 1
При постоянном режиме нагрузки расчетное число циклов перемены напряжений.
где ‑ частота вращения того из колес, по материалу которого определяют допускаемые напряжения, мин-1;
‑ число зацеплений зуба за один оборот колеса (с равно числу колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым);
‑ число часов работы передачи за расчетный срок службы.
В большинстве случаев практики > .
При переменных режимах нагрузки расчет коэффициента долговечности ZN выполняют по эквивалентному числу циклов NHE. При этом NHE заменяет NHi в формуле, т. е.
где ‑ коэффициент режима работы.
При этом
где ‑ ресурс передачи (суммарный срок службы), ч
Допускаемые напряжения изгиба при расчете на усталость
где ‑ предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба ( определяют экспериментально на зубчатых колесах);
‑ коэффициент безопасности (рекомендуют 1,55…1,75);
‑ коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки ( = 1 ‑ односторонняя нагрузка; = 0,7…0,8 ‑ реверсивная нагрузка;
‑ коэффициент долговечности, методика расчета которого аналогична расчету .
При H < 350 HB, а также для зубчатых колес со шлифованной переходной поверхностью зубьев:
При H > 350 HB и нешлифованной поверхностью:
Рекомендуют принимать = 4 106 для всех сталей.
При постоянном режиме нагрузки эквивалентное число циклов находятиак же как и .
При переменном режиме нагрузки