Устройство и назначение, достоинства и недостатки
4.1. Передача винт-гайка (рис. 4.1) состоит из винта 1 и гайки 2, соприкасающихся винтовыми поверхностями.
Передача винт-гайка предназначена для преобразования вращательнег; движения в поступательное (при больших углах подъема винтовой линии, порядка у> 12°). Когда угол подъема больше угла трения, эту переда-г. можно использовать для преобразования поступательного движения бс вращательное.
Рис. 4.1. Передача винт-гайка
Различают два типа передач винт-гайка:
• передачи трения скольжения или винтовые пары трения скольженн-
(рис. 4.1-4.3);
• передачи трения качения или шариковые винтовые пары (рис. 4.41
Ведущим элементом в передаче, как правило, является винт, вед:-
мым — гайка. Конструктивно передача винт-гайка может быть выполнена:
• с вращательным движением винта и поступательным движением гай
ки (см. рис. 4.1);
• с вращающимся и одновременно поступательно перемещающимс:
винтом при неподвижной гайке (см. рис. 4.2);
• с вращательным движением гайки 1 и поступательным движение'
винта 2 (см. рис. 4.3).
Передачи винт-гайка находят применение в устройствах, где требует; получать большой выигрыш в силе, например в домкратах, винтовых прессах, нагрузочных устройствах испытательных машин, механизмах
Рис. 4.2. Винтовой домкрат: 1—винт; 2 — гайка; 3 —стопорный
винт; 4 — рукоятка; 5 — чашка
домкрата; 6— шип, 7 — корпус
Рис. 4.3.Передача
винт-гайка: / — гайка;
2 — винт
Рис. 4.4.Передача
винт-гайка с трением
качения
металлорежущих станков или в измерительных и других механизмах для точных делительных перемещений.
Опишите работу простейшего винтового устройства — домкрата (см. рис. 4.2).
4.2. По конструкции винт представляет собой цилиндрический стержень цельной (см. рис. 4.2) или сборной конструкции с резьбой.
Резьба образуется путем нанесения на цилиндрический стержень винтовых канавок с сечением определенного профиля.
По форме профиля резьбы делят на треугольные (рис. 4.5, а), прямоугольные (рис. 4.5, б), трапецеидальные (рис. 4.5, в), упорные (рис. 4.5, г), круглые (рис. 4.5, д).
Рис. 4.5. Профили резьб:а — треугольная;
б — прямоугольная; г — упорная; д — с круговым профилем
Винтовая линия образуется, если прямоугольный треугольник ААХС (рис. 4.6) огибать вокруг прямого кругового цилиндра.
Рис.4.6. Схема образования резьбы
Винтовую линию образует навиваемая на цилиндр гипотенуза АС треугольника, при этом один из катетов, совпадающий с плоскостью основания цилиндра по длине, равен длине окружности основания nd2, а второй катет — шагу винтовой линии.
На рис. 4.6, б показана резьба треугольного профиля. При перемещении плоской фигуры, например треугольника abc (см. рис. 4.6, б), по винтовой линии так, чтобы ее плоскость всегда проходила через ось О—О, боковые стороны этой фигуры (ab и be) описывают поверхность резьбы.
4.3. Винтовая линия (и соответственно резьба) может быть правой и левой.
Правая винтовая линия идет слева направо и вверх, левая — справа налево и вверх. Наиболее распространенной в машиностроении является правая резьба. Угол у (рис. 4.6, а), образованный винтовой линией по среднему диаметру резьбы d2 и плоскостью, перпендикулярной к оси винта, называют углом подъема винтовой линии (резьбы):
где S — ход резьбы (рис. 4.7).
Рис. 4.7.Виды резьб: а — однозаходная; б — двухзаходная; в — трехзаходная
Длину катета А{С (см. рис. 4.6, а) обозначают р и называют шагом винтовой линии. Если по «параллельным» винтовым линиям перемещаются два или несколько рядом расположенных профиля, то они образуют мно-гозаходную резьбу. По числу заходов резьбы делятся на однозаходную (см
рис. 4.7, а), двухзаходную (см. рис. 4.7, б), трехзаходную (см. рис. 4.7, в) и т. д. Наибольшее распространение имеет однозаходная резьба.
В многозаходной резьбе: р — шаг резьбы; S — ход резьбы. Для одноза-ходной резьбы р = S. Для многозаходной резьбы S = pz, где S — ход резьбы; р — шаг резьбы; z — число заходов.
По рис. 4.7, б определите направление винтовой линии резьбы. Что называется ходом резьбы! Можно ли считать шагом резьбы расстояние между точками АA/, СО/, А"С", А"'С" (рис. 4.6, й)?
4.4. Длинные винты путем свинчивания делают составными (рис. 4.8). В передаточных (грузовых и ходовых) винтах чаще применяют трапецеидальную резьбу со средним шагом. Резьбу с мелким шагом применяют для делительных перемещений повышенной точности, с крупным — при тяжелых условиях работы силовой передачи.
Рис. 4.8. Составной винт
Для винтов, находящихся под действием больших односторонних нагрузок, применяют упорную резьбу. Реже (для передаточных винтов) применяют прямоугольную резьбу.
Для шариковых винтовых пар применяют специальные профили резьб, одна из которых показана на рис. 4.4.
Конструкции винтов должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к конструкции валов, т. е. не иметь резких переходов, кольцевых выступов большого диаметра и т. п.
Материал винтов — сталь 45, 50, Ст4, Ст5, У10, 40Х, 40ХГ, 40ХВГ, 65Г и др.
4.5. Гайку в большинстве случаев выполняют в форме втулки 2 (рис. 4.1),иногда с фланцем для ее осевого крепления (см. рис. 4.2), цельной или разъемной конструкции (например, гайка, состоящая из двух частей, охватывающих ходовой винт в токарно-винторезном станке). В отдельных случаях выполняют гайки более сложных конструкций (с компенсацией износа и т. п.).
Основной причиной выхода из строя передач винт-гайка является изнашивание гайки (реже винта). Для уменьшения трения и изнашивания резьбы гайки передачи изготовляют из бронз (БрО10Ф1, БрОбЦбСЗ, БрА9Ж4 и др.), а также из серого (СЧ20, СЧ25) и антифрикционного чугунов. Для уменьшения расхода бронзы гайки делают из двух металлов: корпус гайки — из стали или чугуна; рабочую часть гайки — из бронзы, а иногда из баббита.