Определение гидросопротивления межрубашечного зазора
В охлаждающем тракте камеры происходит два вида потерь:
1. Потери на трение жидкости о стенки канала;
2. Местные потери на скреплениях внешних и внутренних оболочек двигателя,
штамповках, поворотах, плавных и внезапных сужениях (расширениях) тракта
двигателя.
Потери на трение Н/м2 определяются формулой Дарси – Вейсбаха:
(4.3)
где – коэффициент потерь;
– длина участка, м;
= 0,004 м – эквивалентный диаметр канала;
– плотность охлаждающей жидкости на рассчитываемом участке, кг/м3,
найдем в приложении Б [5];
– скорость жидкости на участке, м/с.
Плотность охлаждающей жидкости на рассчитываемом участке, кг/м3
кг/м3, кг/м3,
кг/м3, кг/м3,
кг/м3, кг/м3,
кг/м3, кг/м3,
кг/м3, кг/м3.
Коэффициент потерь зависит от числа Рейнольдса
(4.4)
где = 1,5, так как канал кольцевой.
Число Рейнольдса Re находим по формуле:
(4.5)
где – массовый расход охладителя, кг/с;
– средний средний диаметр охлаждающей щели на участке, м;
– динамическая вязкость воды для рассчитываемого участка, Па с;
найдем в приложении Б [5];.
,
,
.
Найдем коэффициент потерь по формуле (4.4)
,
,
.
Динамическая вязкость воды для рассчитываемого участка, , Па с
Па с, Па с,
Па с, Па с,
Па с, Па с,
Па с, Па с,
Па с, Па с,
Подставим все найденные значения в формулу (4.3) получаем
Н/м2,
Н/м2,
Н/м2.
Местные потери , Н/м2, определяются формулой
, (4.6)
где = 0,15 0,20 - коэффициент местных потерь;
– скорость движения жидкости на участке, м/с;
– плотность жидкости, кг/м3.
Н/м2,
Н/м2,
Н/м2.
Суммарные потери Па, вычисляются по формуле
(4.7)
где – потери на трение на i-том участке, Па;
– потери на местные сопротивления на i-том участке, Па.
Па
Расчет мощности насоса
Мощность насоса Вт, необходимую для прокачки жидкости, определяют пo формуле
(4.8)
где – суммарные потери на гидросопротивление межрубашечного зазора, Па;
– расход охлаждающей жидкости, кг/с;
– среднее значение плотности жидкости между входом в канал и выходом, кг/м3;
= 0,65 0,75 – коэффициент полезного действия.
кг/м3,
Вт.
Заключения
В данной курсовой работе, расчетным методом мы определили:
- величину удельного теплового потока по длине сопла;
- температурное поле стенки;
- скорость движения охлаждающей жидкости;
- гидравлическое сопротивление межрубашечного зазора;
- мощность насоса для прокачки охлаждающей жидкости.
Также из графиков зависимости тепловых потоков и температур по длине
сопла, мы можем сделать вывод, что своего максимального значения они достигают в критическом сечении сопла.
Список литературы
1 Кирилин В.А. Техническая термодинамика / В.А.Кирилин, В.В. Сычев, А.Е. Шейдлин. – М.: «Энергия», 1974. - 447с.
2 Добровольский М.В. Жидкостные ракетные двигатели / М.В. Добровольский. – М.: Машиностроение, 1968. – 395 с.
3 Рабинович О.В. Сборник задач по технической термодинамике / О.В. Рабинович. М: «Машиностроение», 1973. - 344 с.
4 Краснощеков Е.А. Задачник по теплопередаче / Е.А. Краснощеков, А.С. Сукомел. – 4–е изд., перераб. – М.: Энергия, 1980. – 286 с.
5 Методическое указание к выполнение курсовой работы по курсу «Техническая термодинамика» для студентов специальности 140104 – «Промышленная теплоэнергетика» заочной формы обучения / Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост. В.Ю. Дубанин, Н.Н. Кожухов, А.М. Наумов, С.Б. Иванищенко. Воронеж, 2004. – 31 с.