Особенности работы цепных передач
1. Переменность мгновенного значения передаточного отношения
Передаточное отношение цепной передачи переменно в пределах поворота звездочки на один зуб. Непостоянство u′ вызывает неравномерность хода передачи, динамическое нагружение вследствие ускорения масс, соединяемых передачей, и поперечные колебания цепи. Равномерность движения тем выше, чем больше числа зубьев звездочек (меньше пределы изменения углов ά1,ά2 – соответственно текущие углы поворота ведущей и ведомой звездочек относительно перпендикуляров соответственно к ведущей, ведомой ветвям). Среднее передаточное отношение u = z2/z1за один оборот постоянно . Максимально допустимое значение передаточного отношения цепной передачи ограничено дугой обхвата цепью малой звездочки и числом шарниров, находящихся на этой дуге. Рекомендуют угол обхвата принимать не менее 120о, а число шарниров на дуге обхвата – не менее 5. Обычно u ≤ 4.
2. Удары звеньев о зубья звездочек при входе в зацепление
Удары тем сильнее, чем больше шаг и меньше число зубьев звездочки.
3. Поворот звеньев под нагрузкой
При повороте звездочки на один угловой шаг звенья, соединяемые ведущим шарниром, поворачиваются на угол β. Поворот в шарнире происходит при передаче окружной силы и вызывает изнашивание. Угол поворота β, определяющий путь трения и изнашивание тем меньше, чем больше число зубьев звездочки.
Звездочки
По ГОСТ 591–69* установлено три класса точности для звездочек: А, В и С. В зависимости от класса точности назначают поля допусков на размеры зубчатых венцов и допуски на разность шагов δ, радиальное биение окружности впадин E0 и торцовое биение венца ЕT .
Звездочки цепных передач в соответствии со стандартом выполняют с износоустойчивым профилем зубьев. Для увеличения долговечности цепной передачи принимают по возможности большее число зубьев меньшей звездочки. Число z1 зубьев малой звездочки для роликовых и втулочных цепей z1 = 29 – 2u при условии z1 ≥ 13. Минимально допустимое z1 принимают: при высоких частотах вращения 19…23, при средних 17…19, при низких 13…15.
При износе шарниров и увеличении в связи с этим шага цепь стремится подняться по профилю зубьев, причем тем выше, чем больше число зубьев звездочки. При большом числе зубьев даже у мало изношенной цепи в результате радиального сползания по профилю зубьев цепь соскакивает с ведомой звездочки. Поэтому максимальное число зубьев большей звездочки ограничивают: z2 ≤ 90 для втулочной цепи, z2 ≤ 120 для роликовой. Предпочтительно принимать нечетные числа зубьев звездочек, что в сочетании с четным числом звеньев способствует более равномерному её изнашиванию.
Материалы для изготовления цепей и звездочек.Детали цепей изготовляют из стального холоднотянутого проката: пластины – из сталей 45, 50, 40Х, 40ХН и других с последующей закалкой до твердости HRC≥ 32; валики, втулки и ролики из сталей 15, 15Х, 20Х, 12ХНЗА, 38ХМЮА с последующей цементацией или азотированием до твердости HRC 5…63. Для пластин цепей типов ПРД и ПРИ допускается применение горячекатаного проката. Для звездочек используют стали 40, 45, 40Х с закалкой ТВЧ и выполнением условия по твердости HRC ≥ 45 или низкоуглеродистые стали 15, 15Х, 20, 20Х, 12ХНЗА и др. с цементацией до твердости HRC 54… 62; для звездочек больших размеров – стальное литье 45Л. Звездочки тихоходных (v < 2 м/с) и малонагруженных передач изготовляют из чугуна СЧ 18, СЧ 20 с термообработкой до HRC 35.
Натяжение цепи. При эксплуатации цепных передач необходимо постоянно контролировать натяжение цепей и расположение в одной плоскости ведущей, ведомой и натяжной звездочек. Натяжение цепи регулируют, перемещая одну из звездочек. Натяжную звездочку располагают как внутри, так и снаружи контура цепи. Натяжение считается нормальным (ГОСТ 13568-97), если при межосевом расстоянии передачи а = 1000 мм стрела провисания ведомой ветви цепи f = 40 мм ± 10 мм при приложении усилия 160Н±10Н. При увеличении или уменьшении а на каждые 100 мм f соответственно увеличивается или уменьшается на 4 мм ± 1 мм. По мере изнашивания шарниров цепь вытягивается, стрела f провисания ведомой ветви увеличивается, что вызывает захлестывание звездочки цепью.
Регулирование натяжения цепи осуществляют перемещением вала одной из звездочек, нажимными роликами или оттяжными звездочками.
Натяжные устройства должны компенсировать удлинение цепи в пределах двух звеньев, при большей вытяжке два звена цепи удаляют. Натяжение не компенсирует увеличение шага цепи вследствие износа деталей шарниров.
Смазывание. Способ смазывания зависит от условий эксплуатации передачи. При скорости до 4 м/с цепь периодически смазывают с помощью ручной масленки индустриальным, цилиндровым или трансмиссионным маслом. Жидкая смазка способствует проникновению абразивных частиц в шарниры цепи и ускоряет процесс изнашивания. В тяжело нагруженных приводных передачах используют солидол, пластичную смазку ЦИАТИМ-201, что значительно повышает ресурс работы передачи, и графитную смазку БВН-1.
Перспективными считают цепи, трущиеся поверхности которых покрыты антифрикционными материалами, не требующими смазывания.
Защитные устройства. Рекомендуется использовать кожухи из листовой стали, защищающие передачу от пыли и грязи, обеспечивающие безопасность, снижающие шум, или из сетки только для защиты обслуживающего персонала.
Хранение. При подготовке к хранению цепи очищают. В процессе наружного осмотра выбраковывают звенья с трещинами или выкрашиванием металла, а также звенья, в наружных пластинах которых проворачиваются валики, а во внутренних – втулки. Затем с помощью специальных приспособлений проверяют удлинение цепи на десяти звеньях в трех равномерно расположенных по всей длине зонах. Предельное увеличение среднего шага цепи по сравнению с номинальным значением должно быть не более 4 %. Годные к дальнейшей эксплуатации цепи проваривают в отработанном автотракторном масле при температуре 90 °С в течение 15 мин, затем скатывают в рулон и хранят на складе. Для защиты от коррозионных воздействий цепи упаковывают в промасленную или ингибированную бумагу.
Состояние звездочек определяют внешним осмотром, выявляя трещины и поломки зубьев и ступиц. Затем, измеряя размеры, выявляют степень износа зубьев, шпоночных, шлицевых и резьбовых отверстий, биение венцов. Основным выбраковочным параметром служит износ зубьев.
Основные геометрические параметры. Основные геометрические параметры показаны на рис. 7.6.
Рис. 7.6. Основные геометрические параметры
1. Межосевое расстояние
а ≥ (30…50) Р,
где Р – шаг цепи.
а min (мм) выбирают из условия минимально допустимого зазора между звездочками
а min = (dа1+ dа2) / 2 + (30…50)Р,
где dа1, dа2 – диаметры вершин зубьев ведущей и ведомой звездочек.
а max = 80 Р.
При известной длине цепи межосевое расстояние
а = Р/4{Lp – (z1 +z2)/ а + ( Lp – (z1 +z2)/2)2 – 8[(z2 - z1)/ 2π]2},
где Lp – длина цепи в шагах (или число звеньев цепи).
2. Число звеньев цепи определяют по приближенной формуле
Lp = 2а/Р + (z1 +z2)/2 + [(z2 - z1)/ 2π]2 (Р/а).
3. Допускаемая величина стрелы провисания
f = (0,002…0,004) а.
4. Делительный диаметр звездочки
d = Р/sin (180о/ z).
5. Диаметр вершин зубьев:
– для втулочных и роликовых цепей
dа = Р [ctg(180о/ z) + (0,5 ± 0,6)];
– для зубчатых цепей
dа = Р ctg(180о/ z).
КПД передачи. η = 0,9…0,98. Зависит от потерь на трение в шарнирах и между пластинами смежных звеньев, на трение в подшипниках и на потери на разбрызгивание масла. Для повышения КПД важную роль играет смазка шарниров и подшипников.
Силы в ветвях цепи. Ведущая ветвь цепи при работе передачи нагружена силой F1 состоящей из полезной (окружной) силы Ft силы F0 натяжения от силы тяжести ведомой ветви цепи и силы Fц натяжения от действия центробежных сил:
.
Окружная сила F,(Н), передаваемая цепью:
.
где d –делительный диаметр звездочки, мм; T – в Нм.
Натяжение F0 (H) от силы тяжести при горизонтальном или близком к нему положении линии, соединяющей оси звездочек,
,
где q – масса l м цепи, кг/м; g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения;
а – межосевое расстояние, м; f – стрела провисания ведомой ветви, м (рис. 7.6). При вертикальном или близком к нему положении линии центров звездочек
Натяжение цепи от центробежных сил (Н)
,
где v – скорость движения цепи, м/с.
Сила Fц действует на звенья цепи по всему ее контуру и вызывает дополнительное изнашивание шарниров.
Цепь передачи проверяют на прочность, сопоставляя значения разрушающей силы, приводимой в стандарте, и силы натяжения ведущей ветви, которую при этом вычисляют с учетом дополнительного динамического нагружения от неравномерного движения цепи, ведомой звездочки и приведенных к ней масс.
Нагрузка на валы звездочек.Центробежная сила валы и опоры не нагружает. Расчетная нагрузка FB на валы цепной передачи несколько больше полезной окружной силы вследствие натяжения цепи от собственной силы тяжести. Условно принимают
,
где kВ – коэффициент нагрузки вала; kВ = 1,15 – для горизонтальных передач,
kВ = 1,05 – для вертикальных.
Направление силы FB – по линии центров звездочек.