Расчет вала на статическую прочность
Условие прочности:
,
где SТ, [SТ] – расчётный и допускаемый коэффициент запаса прочности по текучести
[SТ] = 1,2…1,8;
σТ – предел текучести материала вала;
σТ = 540МПа;
Кn – коэффициент перегрузки;
Кn =Тmax/TH = 2,5;
σэкв - эквивалентная напряжение;
здесь σu – напряжение изгиба в проверяемом сечении;
σu = М7·103/Wuнетто,
здесь М7 – суммарный изгибающий момент в проверяемом сечении;
М7 = 157,88 Нм,
Wuнетто – момент сопротивления сечения вала изгибу;
τкр – напряжение кручения в проверяемом сечении;
τкр = Т3·103/Wкнетто,
здесь Т3– передаваемый валом вращающий момент;
Т3 = 668,75 Н·м;
Wкнетто – момент сопротивления сечения вала кручению;
МПа;
11.3.2 Расчет на сопротивление усталости :
Условие прочности
где S, [S] – расчетный и допускаемый коэффициенты запаса прочности,
[S] = 1,5…4
- коэффициент запаса прочности при изгибе и прочности
здесь - предел выносливости материала при изгибе и кручении
здесь - предел прочности вала
- эффективный коэффициент концентрации напряжения
kσ = kσф +kσn -1
kτ = kτф +kτn -1,
здесь kσф, kτф – эффективные коэффициенты от формы;
kσф = 1,7 kτф = 1,4 [7, с 272]
kσn, kτn – эффективный коэффициент от состояния поверхности;
kσn = 1 kτn = 1 [7, с 272] kσ = 2,4+1-1=2,4 kτ = 1,8+1-1=1,8
kdσ, kdτ – масштабный фактор;
kdσ = 0,785 kdτ = 0,675 [7, с 272]
kν – коэффициент поверхностного упрочнения;
kν = 1 – для улучшения;
ψσ, ψτ – коэффициенты чувствительности с ассиметрии цикла;
ψσ =0,1;ψτ = 0,05
σa, τa – амплитуда напряжения;
σm, τm – среднее значение;
Условимся, что напряжение изгиба изменяется по амплитудному циклу,
а напряжение кручения по отнулевому.
σa = σu = 8,65МПа,
σm = 0;
τa = τm = τкр/2 = 16,94/2 = 8,47МПа,
12. Посадки зубчатых колес, шестерни, подшипников.
Посадки назначаем в соответствии с указаниями, данными в [6, с 263] и
ГОСТ 25347-82.
12.1.Посадка зубчатых колес на вал
12.2.Посадка муфты на вал ;
12.3.Шейки валов под внутренние кольца подшипников выполняем
с отклонением вала К6;
12.4.Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца подшипников по Н7;
12.5.Посадка распорных втулок ;
12.6.Посадка распорных колец
12.7.Отклонение вала под уплотнение f9.
Выбор смазочного материала и способа смазки.
Смазывание зубчатого зацепления и подшипников производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до погружения колеса на всю длину зуба. Данный метод смазывания колес используется при окружной скорости V = 0,3…12,5 м/с.
При вращении масло захватывается зубьями, разбрызгивается, попадает на внутренние стенки корпуса и стекает вниз. Внутри корпуса образуется масляный туман, который покрывает расположенные внутри корпуса детали.
Требуемая вязкость масла определяется в зависимости от контактного напряжения
и окружной скорости
По величине вязкости назначается сорт масла «Индустриальное И – 30А»
[6, с 253].
Сборка редуктора.
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:
на ведущий вал насаживают и шарикоподшипники, предварительно
нагретые в масле до 80- 100 °С и надевают сквозную подшипниковую крышку;
в промежуточный вал закладывают шпонку 12 х 8 х 50 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле ;
в ведомый вал закладывают шпонку 18 х 11 х 50 и напрессовывают зубчатое
колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле и надевают сквозную подшипниковую крышку;
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух
конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.
После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.
Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.
Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.
Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.
Список используемой литературы.
1. Баширова Г.С., Анненков Д.В. Методические указания:
“Кинематический расчет привода”. – Орск, 2002 г.
2. Баширова Г.С., Баширова Е.В., Анненков Д.В. Методические
указания: “Расчет закрытой цилиндрической передачи”, 2003 г.
3. Баширова Г.С., Баширова Е.В., Анненков Д.В. Методические
указания: “Конструирование элементов передач (зубчатых,
червячных колёс и червяков) и элементов корпуса редуктора”,
2004 г.
4. Баширова Г.С., Анненков Д.В. Методические указания:
“Компоновка редуктора”, 2002 г.
5. Чернавский С.А., ”Курсовое проектирование деталей машин”.
– М.: Машиностроение, 1988 г.
6. Баширова Г.С., Анненков Д.В. Методические указания: “Расчёт
муфты”, 2002 г.
7. Гузенков П.Г. Учеб. для вузов: “Детали машин” . – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1982 г.