Пример выполнения практической работы № 2
Произвести расчёт косозубой передачи редуктора, если мощность на ведущем валу P1 = 14,5 кВт, угловая скорость ведущего вала ω1 = 115 рад/с, передаточное число редуктора u = 3,15. Материал шестерни и колеса - сталь 40ХН, термообработка шестерни - улучшение и закалка ТВЧ, колеса - улучшение.
Решение
1. Вращающие моменты на валу шестерни и колеса:
T1 = Нм,
Т2 = Т1 · u ·η = 126 · 3,15 · 0,97 = 385 Нм.
2. Принимаем для шестерни термообработку - улучшение поковки и закалка ТВЧ до твёрдости HRC1 =48...53, HRC1cp=50, для колеса – улучшение поковки НВ2 = 269...302, НВ2ср. = 285.
Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:
[σн]1 = Н/мм2
[σн]2 = Н/мм2
Расчётное допускаемое напряжение:
[σн] = 0,45([σн]1 +[ σн]2) = 0,45(913+557) = 662 Н/мм2.
Проверяем выполнение условия [σн] ≤ 1,23[σн]2:
662 ≤ 1,23 · 557 = 685 - условие выполняется.
Принимаем допускаемые напряжения на изгиб для шестерни и колеса:
[σF]1 = 400 Н/мм2,
[σF]2 = Н/мм2.
3. Принимаем расчётные коэффициенты. Выбираем ψα= 0,4, тогда
Ψd = 0,5Ψα (u + 1) = 0,5 · 0,4 ·(3,15 + 1) = 0,8 и КНβ = 1,05.
Определяем межосевое расстояние:
αw = 43 · (3,15+1) · = 110 мм.
Принимаем по стандарту αw = 112 мм.
4. Определяем модуль зацепления:
m= (0,01…0,02) · 112 = 1,12…2,24 мм.
Принимаем m =2 мм.
5. Принимаем угол наклона зубьев β = 12°.
6. Суммарное число зубьев
ZΣ = = 109,6.
Принимаем ZΣ = 109.
Фактический угол наклона зубьев Cosβ = = 0,9732; β=13018.
7. Фактическое передаточное число u' = 83/26 = 3,19.
Отклонение от заданного значения ((3,19 – 3,15)/3,15) 100% = 1,3% < 2%.
8. Основные геометрические размеры шестерни и колеса:
а) диаметры делительных окружностей
d1 = mz1/Cosβ=2·26/0,9732=53,43 мм,
d2 = mz2/Cosβ=2·83/0,9732=170,57 мм;
б) фактическое межосевое расстояние
αw' = (d1 + d2)/2 = (53,43 + 170,57)/2 = 112 мм;
в) диаметры вершин зубьев
da1=d1+2m=53,43+2·2=57,43 мм,
da2=d2+2m=170,57+2·2=174,57 мм;
г) ширина венца колеса и шестерни
b2 = ψα·αw = 0,4 · 112 = 44,8 (принимаем b2 = 45 мм),
b1 = b2 + 5 = 50 мм.
9. Силы в зацеплении:
а) окружная Ft = 2 · T2/d2= 2 · 385 · 103/170,57 = 4514 Н;
б) радиальная Fr = Ft tg200/Cosβ = 4514 · tg200/Cosβ = 1688 Н;
в) осевая Fa = Ft tgβ = 4514 tgβ = 1067 Н.
10. Окружная скорость: v = ω1d1/2 = 115 · 53,43/2·103 = 3,1 м/с.
Назначаем 8-ю степень точности.
11. Уточняем коэффициент ширины венца колеса:
Ψd=b2/d1=45/53,43 = 0,84.
Тогда КHβ = 1,06; КНα = 1,1; KHv = 1,03.
12. Контактные напряжения рабочих поверхностей зубьев:
σH=376· =647<[σH]=662 МПа.
Условие прочности выполняется.
Недогрузка ·100%=2,3%.
13. Вычисляем эквивалентные числа зубьев и определяем коэффициенты формы зуба шестерни и колеса:
zv1 = z1/Cos3β = 26/Cos3β = 28, YF1 = 3,84;
zv2 = z2/Cos3β = 83/Cos3β = 90, YF2 = 3,605.
14. Определяем для шестерни и колеса отношение
[σF]1/YF1 = 400/3,84 = 104,2,
[σF]2/YF2 = 293/3,605 = 81,3.
Так как 81,3<104,2 , то расчёт на изгиб ведём по колесу.
15. Определяем напряжения на изгиб:
σF = ≤ [σF];
KFβ = 1,13; KFv= 1,1; KFα = 0,92;
Yβ = 1 - β/140 = 1 – 13,3/140 = 0,905;
σF = =187 МПа < [σF2]=293 МПа.
Условие прочности на изгиб выполняется.
Таблица 2.6
Варианты заданий для практической работы № 2