Выбор двигателя и структуры КС
Производится путем наложения требуемых и реализуемых нагрузочных характеристик; при этом реализуемые характеристики должны находиться выше (иногда допускают уменьшение («провал») мощности на 20…25%). Обычно возможно несколько вариантов решения задачи (подробнее см. [5, 13]). Для выбора оптимального варианта необходимо:
- начинать выбор двигателя с наименьшей возможной мощностью NН и номинальной частотой вращения nн, близкой к nшп max .
- стремиться к минимальному числу механических ступеней z=2;
- стараться обеспечить минимальные величины максимальных частот вращения двигателя и окружных скоростей зубчатых передач.
Нагрузочные характеристики регулируемых двигателей переменного и постоянного тока обычно приводятся в каталогах фирм-изготовителей, а также в справочниках [17]. Параметры электродвигателей серии 4ПФ даны в приложении 1.
Начинаем подбор с типоразмера 4ПФ 132S NН=10,0кВт nН=950мин-1 nmax=5000мин-1.
Номинальный момент двигателя:
.
Первоначально принимаем число ступеней КС z=2. И проверяем, обеспечиваются ли при этом требуемые момент и максимальная частота вращения шпинделя.
3.3.1. Оценим, при каких условиях возможна реализация требуемого момента на шпинделе
МШ≥500Нм (см. п.3.2., рис 3.1).
Для этого требуемое общее передаточное отношение от двигателя к шпинделю в первом (нижнем) диапазоне регулирования должно быть не менее
.
Такое ограничение вызвано рядом конструктивных особенностей КС станков с регулируемым приводом, в частности:
- обеспечением числа валов не более трех, что позволит при относительной простоте конструкции реализовать z=2…4 (см. далее кинематическую схему рис.3.4.);
- известными конструктивными ограничениями передаточных отношений прямозубых зубчатых пар для КС 2 ≥ i ≥ 0,25.
Таким образом, передаточное отношение i' реализуется только двумя передачами и ограничивается величиной i' ≥ i2 = 0,252 = 0,0625.
В нашем случае данное условие выполняется, так как
.
3.3.2. Оценим возможность обеспечения максимальной частоты вращения шпинделя nш=4000мин-1
Для этого требуемое передаточное отношение от двигателя к шпинделю во втором (высшем) диапазоне регулирования должно быть не более i²=2…4.
- Условие выполняется.
Если одно из условий п. 3.3.1., 3.3.2. не выполняется, то следует рассмотреть другие сочетания типоразмеров двигателей и числа механических ступеней КС.
3.3.3. Построим график частот вращения и таблицу мощностей и моментов на шпинделе (рис 3.2).
График частот вращения содержит информацию о структуре КС, передаточных отношениях и величинах частот вращения двигателя и шпинделя. Каждому валу соответствует вертикальная прямая линия. В нашем случае это 3 прямые: I – вал двигателя, II – промежуточный вал, III – шпиндель. Горизонтальные прямые графика (на рис. 3.2. показаны только штрихами у вертикальных линий I и III, чтобы не усложнять картину) наносятся через одинаковые интервалы, соответствующие значениям lgφ, и обозначают стандартные частоты вращения (см. приложение 2.). Наклонные лучи, соединяющие точки с соответствующими частотами вращения на линиях валов, отображают зубчатые передачи. Причем угол наклона луча характеризует величину передаточного отношения.
Передаточное отношение зубчатой передачи
,
где: n - частота вращения соответственно ведомого и ведущего валов;
zi – число зубьев шестерни на ведущем валу;
zi+1 – число зубьев колеса на ведомом валу.
Для понижающих передач i<1, а для повышающих i>1.
Построение графика начинаем с низшего диапазона 1. При этом выбираем передаточные отношения i1, i2, i3, стараясь удовлетворить следующему ряду условий (обеспечивающему рациональность проектируемой структуры):
1) 2≥i≥0,25;
2) i1>i2;
3) число частот вращения с постоянной мощностью должно быть не менее половины всех частот требуемого диапазона;
4) расчетная частота вращения шпинделя должна быть достаточно низкой;
5) уменьшение («провал») мощности не должно превышать 20…25%.
Согласно п. 3.3.1., общее передаточное отношение между валами I и III в диапазоне 1 должно быть i'≥0,2; при этом очевидно, что i'=i1∙i2. Выбираем значения и соответственно .
| Диапазон 1 (низший) | Диапазон 2 (высший) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мш,Н×м | Nш, кВт | Мш,Н×м | Nш, кВт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | 8,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | 6,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | 5,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | 4,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | 3,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | 2,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,0 | 2,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2,1 |
При этом условия 1)…4) выполняются. Номинальная частота вращения двигателя соответствует частоте вращения промежуточного вала II и частоте вращения шпинделя (расчетной точке)
np=nII∙i2=600∙0,315=190мин-1 или .
Графическое изображение работы привода при соответствует лучам 1 и 2. Параллельный сдвиг этих лучей вниз через интервалы, равные lgφ, отображает электрическое регулирование частоты вращения при постоянном моменте (до нижней границы nдв=200мин-1, nш=40мин-1). Параллельный сдвиг лучей 1 и 2 вверх отображает электрическое регулирование при постоянной мощности. Оно осуществляется до значений nдв=4000мин-1, nш=800мин-1. При этом несколько уменьшается диапазон регулирования двигателя с постоянной мощностью, но уменьшается и наибольшая окружная скорость зубчатых колес в передаче между валами I и II.
Высший диапазон 2 обеспечивается при включении передач i1 и i3 (лучи 1 и 3). Подбираем передаточное отношение i3 таким образом, чтобы при переключении диапазонов сохранялось регулирование при постоянной мощности (или «провал» мощности был в допустимых пределах).
Принимаем .
Тогда передаточное отношение в диапазоне 2: i"=i1∙i3=0,63∙1,59=1
Параллельный сдвиг лучей 1 и 3 вверх отображает электрическое регулирование при постоянной мощности (до верхней границы nш=4000мин-1); а сдвиг вниз – регулирование при постоянном моменте до nш=200мин-1.
Таким образом, привод имеет две механические ступени (два диапазона регулирования частот вращения шпинделя):
диапазон 1 - nш=40…800мин-1;
диапазон 2 - nш=200…4000мин-1.
Внутри каждого диапазона регулирование осуществляется изменением частот вращения двигателя. Переход с одного диапазона на другой осуществляется переключением блока зубчатых колес .
Как видно из графика, частоты шпинделя nш=200…800мин-1 могут быть получены дважды, из любого диапазона (перекрыты). Как правило, они реализуются из низшего диапазона 1, обеспечивающего лучшие нагрузочные характеристики.
Значения мощности и момента на шпинделе обычно рассчитывают без учета КПД привода по следующим зависимостям:
Для мощности
1) При работе двигателя на частоте, равной или большей номинальной
Nш=Nн=const;
(для нашего случая Nш=Nн=10кВт при nдв=950…4000мин-1).
2) При работе двигателя на частоте, меньшей номинальной
,
где i0 – общее передаточное отношение от двигателя к шпинделю
(в диапазоне 1 здесь: i0=i'=i1∙i2=0,63∙0,315=0,2;
в диапазоне 2: i0=i"=i1∙i3=0,63∙1,59=1).
Например, для nш=80 значение мощности на шпинделе составляет:
.
Для момента.
,
где Nш [кВт], nш [мин-1].
Например, для nш=80 .
Отметим, что при работе двигателей на частотах, равных или меньших номинальных, момент на шпинделе в данном диапазоне остается постоянным (и соответствующим номинальным значениям частот).
Например, для диапазона 2 при частотах вращения шпинделя nш=950…200мин-1 (что соответствует nд=950…200мин-1≤ nдн=950мин-1) момент на шпинделе
Расчет момента на шпинделе можно производить иным образом, по формуле
.
Значения моментов и мощностей на шпинделе для рассматриваемого примера приведены в таблице (рис.3.2).
3.3.4. Построим график нагрузочных характеристик привода (и сравним его с требуемым)
Все необходимые данные для построения реализуемых выбранными двигателем и структурой привода зависимостей Мш, Nш=f(nш) имеются в таблице рис.3.2.
Графики строим для удобства сравнения в том же масштабе, что и график требуемых нагрузочных характеристик рис.3.1. Для рассматриваемого примера нагрузочные характеристики приведены на рис.3.3.
Из графика рис.3.3. видно, что выбранный привод обеспечивает работу с постоянным моментом на шпинделе Мш=500Нм при частотах вращения nш=40…190мин-1 и с постоянной мощностью Nш=10кВт в диапазоне nш=190…4000мин-1. Имеющийся «провал» мощности в диапазоне nш=800…950мин-1 не превосходит допустимых значений 20…25%.
Сравнение требуемых (рис.3.1.) и реализуемых (рис.3.3.) нагрузочных характеристик Мш, Nш=f(nш) показывает, что реализуемые приводом характеристики находятся несколько выше требуемых. Следовательно, выбранный вариант можно принять для дальнейшего проектирования.
В случаях, если выбор окажется неудовлетворительным, необходимо продолжить работу по подбору двигателя и структуры КС по следующим направлениям:
- при выбранном типоразмере двигателя и числе механических ступеней варьировать передаточными отношениями между валами;
- при выбранном типоразмере двигателя увеличить число механических ступеней КС;
- подбирать двигатели с большими номинальной мощностью и диапазоном регулирования при постоянной мощности.
3.3.5. Построим кинематическую схему привода. Она разрабатывается на основе графика частот вращения рис.3.2. и данных по конструкции станка-прототипа.
Для рассматриваемого примера кинематическая схема приведена на рис.3.4.
Привод состоит из трех валов I, II, III (обозначения соответствуют рис.3.2.). Вал I соединяется с электродвигателем, а вал III является шпинделем станка. Между валами I и II располагается постоянная зубчатая передача с колесами 1 и 2 и передаточным отношением i1. Она снижает частоты вращения, повышает крутящий момент, конструктивно дает возможность отодвинуть электродвигатель от шпинделя. Между валами II и III находится группа передач с двойным блоком переключаемых зубчатых колес. При включении передачи с колесами 3 и 4 с передаточным отношением i2 происходит работа в 1 диапазоне регулирования, а при включении колес 5 и 6 с передаточным отношением i3 - во втором диапазоне.