Значения поправочных коэффициентов
Коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы Ср | ||||
Характер нагрузки | спокой-ная | с умеренными колебаниями | со значительными колебаниями | ударная и резко неравномерная |
Ср | 0,9 | 0,8 | 0,7 | |
Примечание. При двухместной работе Ср следует понижать на 0,1 при трехсменной - на 0,2 |
Коэффициент влияния диаметра меньшего шкива Сd | ||||||
Диаметр шкива | 120 и более | |||||
Сd | 0,6 | 0,8 | 0,95 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между кордшнурами и уточными нитями плоского ремня СF = 0,85 | |||
Коэффициент числа ремней в комплекте клиноременной передачи СZ | |||
Ожидаемое число ремней Z | 2...3 | 4...5 | |
СZ | 0,95 | 0,90 | 0,85 |
Коэффициент угла обхвата a1 на меньшем шкиве Сa | ||||||||
Угол обхвата a1, град | ||||||||
для плоских ремней | 0,97 | 0,94 | 0,91 | - | - | - | ||
Сa | для клиновых и поликлиновых ремней | 0,98 | 0,95 | 0,92 | 0,89 | 0,86 | 0,83 |
Коэффициент влияния натяжения от центробежной силы СV | ||||||||||
Скорость ремня V, м/с | ||||||||||
СV для плоских, клиновых и поликлиновых ремней | 1,05 | 1,04 | 0,99 | 0,97 | 0,95 | 0,92 | 0,89 | 0,76 | 0,52 |
Коэффициент угла наклона линии центров шкивов к горизонту Сq | ||||
Угол наклона q | 0...60 | 60...80 | 80...90 | |
Сq | 0,9 | 0,8 |
Коэффициент влияния отношения расчетной длины ремня lp к базовой l0 | |||||||
Отношение lp / l0 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,2 | 1,4 | ||
Cl | Для клинового ремня нормального сечения | 0,82 | 0,89 | 0,95 | 1,04 | 1,07 | |
Для клинового узкого и поликлинового ремней | 0,85 | 0,91 | 0,96 | 1,03 | 1,06 |
5.2.8. Расчет ремня по тяговой способности
По таблицам определяют допускаемое полезное напряжение [sп]0 для типовых условий работы передачи.
Затем определяют допускаемое полезное напряжение [sп] для реальных условий работы передачи.
После чего для плоских ремней определяют ширину ремня b,
Ширину ремня b округляют до стандартного значения.
На этой же научной основе рассчитывают и клиновые, и поликлиновые ремни.
По таблицам определяют мощность, передаваемую одним клиновым ремнем или поликлиновым ремнем с десятью клиньями [P0] в условиях типовой передачи.
Допускаемую мощность, передаваемую одним клиновым ремнем или поликлиновым ремнем с десятью клиньями в реальных условиях работы передачи определяют с учетом поправочных коэффициентов - клиновым ремнем; - поликлиновым.
Значения [sп]0 для прорезиненного плоского ремня приведены в табл. 5.6.
Таблица 5.6
Расчетные параметры кордшнурового прорезиненного ремня
d, мм | d1, мм | s0, Н/мм2 | [sп]0, Н/мм2 |
2,8 | 0,9 | ||
2,8 | 1,6 | ||
2,8 | 2,32 |
Значения [P0] для клиновых и поликлиновых ремней приведены в табл. 5.7.
Таблица 5.7
Допускаемая приведенная мощность [P0] кВт, передаваемая одним
клиновым ремнем, узким клиновым ремнем, поликлиновым ремнем
с десятью клиньями
Тип ремня | Сечение, l0, мм | Диаметр меньше- го шкива, d1, мм | Скорость ремня, V, м/с | |||||||
Кли- новой | О | - | 0,33 | 0,49 | 0,82 | 1,03 | 1,11 | - | - | |
- | 0,37 | 0,56 | 0,95 | 1,22 | 1,37 | 1,40 | - | |||
- | 0,43 | 0,62 | 1,07 | 1,41 | 1,60 | 1,65 | - | |||
- | 0,49 | 0,67 | 1,16 | 1,56 | 1,73 | 1,90 | 1,85 | |||
- | 0,51 | 0,75 | 1,25 | 1,69 | 1,94 | 2,11 | 2,08 | |||
- | 0,54 | 0,80 | 1,33 | 1,79 | 2,11 | 2,28 | 2,27 | |||
A | - | 0,71 | 0,84 | 1,39 | 1,75 | 1,88 | - | - | ||
- | 0,72 | 0,95 | 1,60 | 2,07 | 2,31 | 2,29 | - | |||
- | 0,74 | 1,05 | 1,82 | 2,39 | 2,74 | 2,82 | 2,50 | |||
- | 0,80 | 1,15 | 2,00 | 2,66 | 3,10 | 3,27 | 3,14 | |||
- | 0,87 | 1,26 | 2,17 | 2,91 | 3,42 | 3,67 | 3,64 | |||
- | 0,97 | 1,37 | 2,34 | 3,20 | 3,78 | 4,11 | 4,17 | |||
Продолжение табл. 5.7 | ||||||||||
Тип ремня | Сечение, l0, мм | Диаметр меньше- го шкива, d1, мм | Скорость ремня, V, м/с | |||||||
Б | - | 0,95 | 1,39 | 2,26 | 2,80 | - | - | - | ||
- | 1,04 | 1,61 | 2,70 | 3,45 | 3,83 | - | - | |||
- | 1,16 | 1,83 | 3,15 | 4,13 | 4,73 | 4,88 | 4,47 | |||
- | 1,28 | 2,01 | 3,51 | 4,66 | 5,44 | 5,76 | 5,53 | |||
- | 1,40 | 2,10 | 3,73 | 4,95 | 5,95 | 6,32 | 6,23 | |||
- | 1,55 | 2,21 | 4,00 | 5,29 | 6,57 | 7,00 | 7,07 | |||
Узкий кли-новой | УО 1600 | - | 0,68 | 0,95 | 1,50 | 1,80 | 1,85 | - | - | |
- | 0,78 | 1,18 | 1,95 | 2,46 | 2,73 | 2,65 | - | |||
- | 0,90 | 1,38 | 2,34 | 3,06 | 3,50 | 4,66 | - | |||
- | 0,92 | 1,55 | 2,65 | 3,57 | 4,20 | 4,50 | 4,55 | |||
- | 1,07 | 1,66 | 2,92 | 3,95 | 4,72 | 5,20 | 5,35 | |||
- | 1,15 | 1,80 | 3,20 | 4,35 | 5,25 | 5,85 | 6,15 | |||
- | 1,22 | 1,90 | 3,40 | 4,70 | 5,70 | 6,42 | 6,85 | |||
УА 2500 | - | 1,08 | 1,56 | 2,57 | - | - | - | - | ||
- | 1,26 | 1,89 | 3,15 | 4,04 | 4,46 | - | - | |||
- | 1,41 | 2,17 | 3,72 | 4,88 | 5,61 | 5,84 | - | |||
- | 1,53 | 2,41 | 4,23 | 5,67 | 6,0 | 7,12 | 7,10 | |||
- | 1,72 | 2,64 | 4,70 | 6,3 | 7,56 | 8,25 | 8,43 | |||
- | 1,84 | 2,88 | 5,17 | 7,03 | 8,54 | 9,51 | 9,94 | |||
УБ | - | 1,96 | 2,95 | 5,00 | 6,37 | - | - | - | ||
- | 2,24 | 3,45 | 5,98 | 7,88 | 9,10 | 9,49 | - | |||
- | 2,46 | 3,80 | 6,70 | 9,05 | 10,6 | 11,4 | 11,5 | |||
- | 2,64 | 4,12 | 7,3 | 10,0 | 11,9 | 13,1 | 13,3 | |||
- | 2,81 | 4,26 | 7,88 | 10,7 | 13,0 | 14,6 | 15,1 | |||
Поли- клино- вой | К | 0,65 | 0,90 | 1,4 | 2,4 | 3,2 | 3,7 | - | - | |
0,7 | 0,98 | 1,55 | 2,7 | 3,6 | 4,3 | 4,9 | - | |||
0,76 | 1,06 | 1,65 | 2,9 | 4,0 | 4,8 | 5,3 | - | |||
0,85 | 1,18 | 1,86 | 3,4 | 4,6 | 5,7 | 6,4 | 6,8 | |||
0,88 | 1,25 | 2,0 | 3,6 | 4,9 | 6,0 | 6,9 | 7,4 | |||
0,92 | 1,3 | 2,05 | 3,7 | 5,2 | 6,4 | 7,3 | 7,9 | |||
0,95 | 1,35 | 2,15 | 3,9 | 3,4 | 6,7 | 8,0 | 8,7 | |||
0,97 | 1,38 | 2,2 | 4,0 | 5,6 | 6,9 | 9,2 | 9,1 | |||
Л | 1,9 | 2,57 | 3,9 | 6,4 | 7,9 | 8,3 | - | - | ||
2,2 | 2,96 | 4,5 | 7,6 | 9,7 | 10,8 | - | - | |||
2,3 | 3,2 | 5,0 | 8,6 | 11,2 | 12,7 | 13,0 | - | |||
2,54 | 3,53 | 5,5 | 9,6 | 12,7 | 14,7 | 15,3 | - | |||
2,7 | 3,76 | 5,9 | 10,4 | 13,9 | 16,3 | 17,4 | 17,0 | |||
2,9 | 4,04 | 6,3 | 11,0 | 15,0 | 17,8 | 19,2 | 19,0 | |||
M | 7,1 | 9,57 | 14,5 | 24,0 | 30,2 | 32,8 | 31,8 | 24,2 | ||
7,7 | 10,56 | 16,3 | 27,7 | 35,8 | 30,3 | 40,4 | 35,4 | |||
8,5 | 11,67 | 18,0 | 31,3 | 41,2 | 47,5 | 49,5 | 46,3 |
5.2.9. Долговечность ремня
Долговечность ремня определяется в основном его сопротивлением усталости, которое зависит не только от значений напряжений, но также и от числа циклов напряжений, т.е. от числа пробегов ремня в единицу времени.
Под влиянием циклического деформирования и сопровождающего его внутреннего трения в ремне возникают усталостные разрушения - трещины, надрывы. Ремень расслаивается, ткани перетираются.
Полный цикл напряжений соответствует одному пробегу ремня, при котором четыре раза меняются напряжения (см. рис. 5.11). Число пробегов ремня за весь срок работы передачи.
где V - скорость ремня, м/с; l - длина ремня, м; [U] - допускаемая частота пробегов, с-1.
Практика рекомендует:
- для плоскоременной передачи [U] £ 15 c-1,
- для клиноременной и поликлиноременной [U] £ 30 c-1.
Чем больше U, тем выше частота циклов, тем меньше срок службы ремня. Соотношение U £ [U] условно выражает долговечность ремня и его соблюдение гарантирует срок службы 1000...5000 ч.
В основе создаваемых в настоящее время методов расчета ремней на долговечность лежит уравнение наклонного участка кривой усталости (рис. 5.13), по которому наибольшее напряжение в ремне
где С и m - постоянные, определяемые экспериментально для каждой конструкции ремня; N - число циклов нагружения за полный срок службы.
Рис. 5.13. Кривая усталости
Отсутствие достаточных экспериментальных данных пока не позволяет рассчитывать ремни на долговечность, поэтому ограничиваются проверкой частоты пробегов U, а также выбором d1 в рекомендуемых пределах. ГОСТ 1284.3-80 для клиновых ремней рекомендует оценивать долговечность по формуле
ч,
где l - длина ремня, м; V - скорость ремня, м/с; N0 - базовое число циклов
- для клиновых ремней с кордной тканью
N0 = 4,6 × 106 - для сечений О и А;
N0 = 4,7 × 106 - для сечений Б, В, Г;
N0= 2,5 × 106 - для сечений Д и Е;
- для ремней с кордшнуром всех сечений
N0 = 5,7 × 106.