Проверочный расчет валов и осей
Предварительный расчет применяют при наличии предварительной компоновки механизма, когда известны расположения опор, усилия от передач и других деталей, расположенных на валу, а также их точки приложения.
Последовательность расчета:
§ составляют расчетную схему вала. При этом распределенные по длине ступицы, ширине подшипника нагрузки рассматривают как сосредоточенные. Расстояния между опорами, от опор до колес, шкивов и других деталей определяют с эскизной компоновки;
§ при действии на вал нагрузок в разных плоскостях их раскладывают на две взаимно перпендикулярные плоскости;
§ определяют реакции в опорах и строят эпюры изгибающих моментов;
§ строят эпюру крутящего момента;
§ определяют наибольший приведенный момент:
§ выбирают материал вала. Напряжения изгиба меняются по симметричному циклу. Поэтому допускаемые напряжения берут по справочнику для этого цикла. Примерное соотношение допускаемых напряжений для постоянного, отнулевого и симметричного циклов:
§ определяют диаметр вала в опасном сечении:
§ вал оформляют конструктивно. При этом размеры пазов под шпонки выбирают по стандарту в зависимости от диаметра вала.
Подшипники скольжения.
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ
Принципиальная схема опоры с подшипником скольжения
Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш или втулка из антифрикционного материала (часто используются цветные металлы), и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, который позволяет свободно вращаться валу. Для успешной работы подшипника зазор предварительно рассчитывается.
Подшипники скольжения имеют следующие преимущества:
· допускают высокую скорость вращения;
· позволяют работать в воде, при вибрационных и ударных нагрузках;
· экономичны при больших диаметрах валов;
· возможность установки на валах, где подшипник должен быть разъемным (для коленчатых валов);
· допускают регулирование различного зазора и, следовательно, точную установку геометрической оси вала.
Недостатки подшипников скольжения:
· высокие потери на трение и, следовательно, пониженный коэффициент полезного действия (0,95... 0,98);
· необходимость в непрерывном смазывании;
· неравномерный износ подшипника и цапфы;
· применение для изготовления подшипников дорогостоящих материалов;
· относительно высокая трудоемкость изготовления.