Заклёпочные соединения
ЗАКЛЁПКА |
Достоинства заклёпочного соединения:
+ соединяют не свариваемые детали (Al);
+ не дают температурных деформаций;
+ детали при разборке не разрушаются.
Недостатки заклёпочного соединения:
` детали ослаблены отверстиями;
` высокий шум и ударные нагрузки при изготовлении;
`
ВИДЫ ЗАКЛЁПОК |
Заклёпки изготавливают из сравнительно мягких материалов: Ст2, Ст3, Ст10, Ст15, латунь, медь, алюминий.
26,27.
ЗАКЛЁПКИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ НАГРУЗОК |
Заклёпки испытывают сдвиг (срез) и смятие боковых поверхностей. По этим двум критериям рассчитывается диаметр назначаемой заклёпки. При этом расчёт на срез – проектировочный, а расчёт на смятие – проверочный.
Здесь и далее имеем в виду силу, приходящуюся на одну заклёпку.
При одной плоскости среза диаметр заклёпки: | При двух плоскостях среза (накладки с двух сторон): |
Напряжения смятия на боковых поверхностях заклёпки sсм = P/Sd ≤[s]см,
где S – толщина наименьшей из соединяемых деталей. При проектировании заклёпочных швов как, например, в цистернах, необходимо следить, чтобы равнодействующая нагрузок приходилась на центр тяжести шва.
Следует симметрично располагать плоскости среза относительно линии действия сил, чтобы избежать отрыва головок.
Кроме того, необходимо проверять прочность деталей в сечении, ослабленном отверстиями.
Шпоночные соединения
ШПОНКИ ПРИЗМАТИЧЕСКИЕ ШПОНКИ СЕГМЕНТНЫЕ |
Передают вращающий момент между валом и колесом. Образуются посредством шпонки, установленной в сопряжённые пазы вала и колеса.
Шпонка имеет вид призмы, клина или сегмента, реже применяются шпонки других форм.
Шпоночные соединения:
+ просты, надёжны;
+ удобны в сборке-разборке;
+ дёшевы.
Шпонки, однако:
` ослабляют сечение валов и ступиц колёс;
` концентрируют напряжения в углах пазов;
` нарушают центрирование колеса на валу (для этого приходится применять две противоположные шпонки).
Шпоночные соединения могут быть:
-ненапряжёнными, выполняемыми призматическими или сегментными шпонками. Они передают момент только боковыми гранями;
-напряжёнными, выполняемыми клиновыми шпонками.
29.Рассматривая равновесие вала и ступицы получаем усл. прочности:
Призматическая шпонка:
Сегментная шпонка: расчёт такой же как у призмат.
Шлицевые соединения
ВИДЫ ШЛИЦОВ |
В основном используются прямобочные шлицы (а), реже встречаются эвольвентные (б) ГОСТ 6033-57 и треугольные (в) профили шлицов.
Прямобочные шлицы могут центрировать колесо по боковым поверхностям (а), по наружным поверхностям (б), по внутренним поверхностям (в).
В сравнении со шпонками шлицы:
+ имеют большую несущую способность;
+ лучше центрируют колесо на валу;
+ усиливают сечение вала за счёт большего момента инерции ребристого сечения по сравнению с круглым;
` требуют специального оборудования для изготовления отверстий.
Основными критериями работоспособности шлицов являются:
è сопротивление боковых поверхностей смятию (расчёт аналогичен шпонкам);
è сопротивление износу при фреттинг-коррозии (малые взаимные вибрационные перемещения).