Какое из указанных требований при проектировании подшипниковых узлов является основным?
11.24. Жесткость посадочных мест обеспечивается достаточной толщиной гнезд корпусов, предназначенных для установки наружных колец, а также постановкой ребер жесткости.
Причиной заклинивания подшипников в узле могут быть температурные удлинения вала, возникновение значительной осевой нагрузки при неточно выдержанных линейных размерах вала из-за непродуманной взаимной установки подшипников. Прогибы валов, несоосность посадочных мест могут также служить причиной заклинивания.
11.25. Подшипниковый узел от перемещения в осевом направлении фиксируют путем соответствующей установки деталей в узле.
Внутренние кольца обоих подшипников могут упираться в буртики вала (рис. 11.6, а) или же в мазеудерживающее кольцо / (рис. 11.6, б).
Рис. 11.6. Конструкции подшипниковых узлов
В некоторых случаях (например, при установке вала шестерни конического редуктора) внутренние кольца упираются в распорную втулку 2, как показанр на рис. 11.7, а.
Рис. 11.7. Конструкции подшипниковых узлов
Наружные кольца подшипников фиксируют пружинным стопорным кольцом 3, выступом крышки подшипника 4 (рис. 11.7, б) и буртиком стакана 1 (рис. 11.7, а).
Рис. 11.8. Конструкции подшипниковых узлов
Для создания осевого зазора е (т. е. для осуществления плавающей опоры) один подшипник (например, правый, рис. 11.8, а) можно зафиксировать на валу и вкорпусе, а второй — только на валу.
§ 6. Смазывание подшипников качения
11.26. Смазывание подшипников качения предохраняет их от коррозии, уменьшает шум при работе и потери на трение скольжения между кольцами и телами качения, между сепаратором и телами качения, улучшает отвод тепла.
Для смазывания подшипников качения применяют жидкие и пластичные смазывающие материалы.
В чем состоит принципиальное различие назначения смазывания в подшипниках качения и скольжения?
11.27. Жидкие смазочные материалы (масла) применяют при больших частотах вращения подшипника в условиях высоких и низких температур.
Достоинства применения жидких смазочных материалов: возможность централизованного смазывания с автоматизацией процесса подачи смазочного материала. Применение жидкого смазочного материала допускает полную его смену без разборки узла, хорошо отводит тепло. Периодичность замены масла — 3—6 месяцев, пополнение — 1—2 раза вмесяц.
11.28. Пластичный смазочный материал набивают в корпус подшипника при сборке узла и пополняют один раз в два—четыре месяца. Полную замену смазочного материала производят не реже одного раза в год.
Недостатки пластичной смазки; необходимость разборки узла при замене смазочного материала, чувствительность к изменению температуры, повышенное внутреннее трение; возможность применения только при сравнительно низких угловых скоростях вращающихся колец.