Выбор материала ведущих колес (шестеренок) и ведомых колес
Для повышения стойкости зубьев против заедания рекомендуется применять разные материалы колеса и шестерни, причем, поскольку последняя делает больше оборотов, ее зубья должны быть тверже.
Таблица 2.
Шестерня | 35х | 40х | 40хн | |||
Колесо | 35,4 | 35,45 | 45,55 | 50,55 | 50,55 | 35х, 40х |
Согласно рекомендациям выбираем для шестерен марку стали – 45, а для ведомых колес – 35. В качестве термообработки используем нормализацию (нагрев детали до температуры закалки 8500 – 9000 С и медленное охлаждение ее на воздухе).
Для стали 45 предел прочности σв = 600, предел выносливости σ-1 =350 Н/мм2
Для стали 35 σв = 530 Н/мм2 σ-1 =315 Н/мм2 ;
По формуле [σ-1] = σ-1/ k находим допускаемые изгибные напряжения, приняв коэффициент запаса k = 1,7
Для стали 45 [σ-1] = 350 / 1,7 = 205 Н/мм2 ;
Для стали 35 [σ-1] = 315 / 1,7 = 185 Н/мм2 ;
Расчет модуля зубчатого зацепления
Модуль зацепления рассчитывают для самой тихоходной ступени, поскольку она нагружена наибольшими моментами. Модуль зацепления при расчете на изгиб определяет формула:
m ≥ 1,4 3 √ (M * Kв * Yf / Z * ψвм * [σ-1]), где m – модуль зацепления;
М – крутящий момент по зубчатому зацеплению, воздействующий на ведомое колесо, изменяется (Н/мм);
Yf – коэффициент формы зуба, зависящий от числа зубьев.
Кв- коэффицент неравномерности нагрузки по ширине колеса из соотношения: (1,5 ≥Кв≥1).
Ψвм=b/m; 8 ≤ Ψвм ≤ 16;
[σ-1]- Допустимое напряжение на изгиб для зубчатых колес;
Z – число зубьев.
Z | ||||||||||||
Yf | 4.8 | 4.2 | 4.15 | 3.98 | 3.88 | 3.8 | 3.77 | 3.73 | 3.73 | 3.73 | 3.8 | 3.77 |
Определяем модуль для последней пары Z9 - Z10
Принимаем: Кв = 1,2; Ψвм = 8; Yf = 3,80.
Определяем нагруженность:
Для ведущего колеса Yf/[σ-1] = 0,021
Для ведомого колеса Yf/[σ-1] = 0,0205
Поскольку нагруженность ведомого колеса больше, расчет ведем для него
Модуль: m = 1,12мм.
Из справочника соответственно ГОСТ 9563-75 иметь:
m | 0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 1,25 | 1,5 | 2,5 |
Округляя до табличного большего значения принимаем m = 1 мм.
2.8 Нахождение приведенного момента инерции редуктора:
Момент инерции колеса определяется массой расположенной в этом колесе относительно осевой линии. Приведенный момент определяется по формуле:
Jp.пр.≈7J1 = 7πbρ(mz1)4 / 32 = 7πψвт*mρ(mz1)4 = 7*3,14*8*0,1*7,85*(0,1*25)4 / 32 = =168,4 г*см2 = 0,01684 * 10 -4 кг*м2
Где: ρ – плотность материала, равная 7,85 г/см3
m – модуль зацепления, равный 0,1мм;
Z1 = 25, ψвт = 8
2.9 Выбор диаметра валиков:
Поскольку наибольший момент будет на выходном валу редуктора, ведем расчет для него.
Мн(Нм) | 0,08 | 0,1 | 0,18 | 0,38 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 2,25 | 2,7 | 3,1 |
dв мм | ||||||||||
dшт мм | 1,2 | 1,6 | 3,2 |
Для выходного вала редуктора Мн = 3,2 [Hм] из таблицы 4 узнаем, что
dв = 12мм dшт = 3,2 мм
Диаметр выходного колеса: d10=mZ10=1*157=157мм
Выбираем валик для 9 колеса Z = 25
Момент на 9 колесе М9 = М10/U5 = 3,2/7,18 = 0,44 Нм
Диаметр колеса d9 = 1*25 = 25 мм
Определение КПД редуктора
Коэффициент полезного действия редуктора равен произведению КПД отдельных передач. Вначале определим КПД концевой пары. Для этого определим момент на колесе Z10 учетом потерь на трение выходного вала:
М10 = Мс/ή под. = 1,2/0,99 = 1210 Hмм (1,21)
ήпод. В пределах 0,96-0,99
Окружное усилие Р12 на зубья колеса Z12:
Р12 = 2*М10/m*Z10 = 2*1210/157 = 15,4 Н
КПД любой пары определяется по следующей формуле:
ή = 1-сπf (1/Z i + 1/Zi+1),
где f- коэффициент трения в зубчатом зацеплении (f=0,1)
с – поправочный коэффициент, учитывающий увеличение трения в передачах при малых нагрузках. с = (рi + 2,87)/(pi +0,17),
p – окружное усиление на зубчатом колесе.
С10 = 15,4 + 2,87 / 15,4 + 0,17 = 1,17
Находим КПД 5-ой пары:
ή5 = 1-сπf(1/Z9 + 1/Z10) = 1- 1,1*3,14*0,1(1/136+1/157) = 0,99
Находим КПД 4-ой пары:
М8 = М10/ή5*U5*ήпод. = 1210/0,99*7,18*0,99 = 171,9
Р8 = 2 М8/m Z8 = 343,8/136 = 2,52 Н
С8 = 2,52 + 2,87 / 2,52 + 0,17 = 2
ή4 = 1 – 2*3,14*0,1 (1/25 + 1/136) = 0,97
Находим КПД 3-ой пары:
М6 = М8/ή4*U4*ήпод. = 171,9/0,97*6,2*0,99 = 28,8
Р6 = 2 М6/m Z6 = 2*2,28/74 = 0,77 Н
С6 = 0,77 + 2,87 / 0,77 + 0,17 = 3,8
ή3 = 1 – 3,8*3,14*0,1 (1/25 + 1/74) = 0,93
Находим КПД 2-ой пары:
М4 = 28,8/0,93*3,4*0,99 = 9,2
Р4 = 2*9,2/40 = 0,46
С6 = 0,32 + 2,87 / 0,32 + 0,17 = 6,5
ή3 = 1 – 6,5*3,14*0,1 (1/25 + 1/35) = 0,86
Найдем теперь момент на валу двигателя:
М9 = М2/ή1*U1*ήпод. = 5,6/1,61*0,86*0,99 = 4,08
Общий КПД редуктора будет равен:
ήр = ή1*ή2*ή3*ή4*ή5 = 0,86*0,89*0,93*0,97*0,99= 0,68
Определение мощности двигателя
Пусть задано значение ωвых. = 1 рад/с
Требуемая мощность двигателя определяется по формуле:
Nдв = ωном. * М
Где ω ном. – номинальное число оборотов исполнительного двигателя. Находим, что ω ном. = ω вых. * Up = 1*500 = 500 рад/с
N ном. = ω ном. * 30/π = 500*30/ 3,14 = 4777
М – момент на валу исполнительного двигателя
М = Мс/Up * ήp + (ήдв. + ήрпр /ήрср+ήн. / Up2 * ήp) * Emax.
Где Емах. – максимальное ускорение вала двигателя
Емах. = Евых.max. * Up = 5 * 500 = 2500
ήрср = Е * ήр / 5;
Следовательно:
Nдв. = ωном. * [Мс/Up*ή +(Jдв. + Jрпр/Jрср + Jн./ Up2 * ήp) Up * Eвых.мах.]
Nрасч. = 500[1,2 /500*0,68 + (( 0,06 + 0,01684/0,89)*10-4 + 0,4/6800) 500*5] = 13,1 Вт
Nдв. = Nрасч.*1,25 = 2,6 * 1,25 = 3,25 Вт
Определение геометрии зубчатых колес
Для мелкомодульной зубчатой передачи основные соотношения будут:
Элементы мелкомодульного зацепления | Обозначения | Соотношения |
Передаточное число | u | U = Z2/Z1 |
Диаметр длительной окружности | d | D=mZ |
Диаметр окружности вершин | d a | При m≥0,5 (по ст СЭВ 309-76 и 308-76) d f =d +2m |
Диаметр окружности впадин | d f | При m св. 0,5(по ст СЭВ 309-76 и 308-76)d f =d-2,5m |
Высота зуба | h | При m св.0,5 мм h=2,25м |
Ширина зубчатого венца (длина зуба) | b | b= (2...6) |
Межосевое расстояние | a w | a w = 0,5(Z1 + Z2)m |
Определим диаметры делительных окружностей ведущих и ведомых колес:
Для ведущих колес:
d1 = d3 = d5 = d7 = d9 = m*Z1 = 1*25 = 25мм
для ведомых колес:
d2 = m*Z2 = 35 мм
d4 = m*Z4 = 40
d6 = m*Z6 = 74
d8 = m*Z8 = 136
d10 = m*Z10 = 157
Определим диаметры окружности вершин:
Для ведущих колес:
da1 = da3 = da5 = da7 = da9 = da11 = d1 + 2m = 25 + 2*1 =27
Для ведомых колес:
da2 = d2 + 2m = 37
da4 = 42
da6 = 76
da8 = 138
da10 = 159
Определим высоту зуба:
h = 2,35*m при m до 1мм
h = 2,25*m при m свыше 1мм
выбираем высоту зуба h = 2,25*1 = 2,25мм
Ширина венца: В = (3 – 15) * m, берем B = 10*1 = 10мм
Определим окружности диаметров впадин:
Для ведущих колес:
df1 = df3 = df5 = df7 = df7 = df11 = d1 – 2,7m = 27 – 2,7 = 24,3 мм
для ведомых колес:
df2 = d2 – 2,7m = 30 мм
df4 = d4 – 2,7m = 37,3 мм
df6 = d6 – 2,7m = 71,3 мм
df8 = d8 – 2,7m = 133,3 мм
df10 = d10 – 2,7m = 154,3 мм
Определим делительные межосевые расстояния:
dw1,2 = 0,5(Z1 + Z2) m = 0,5(25 + 35) = 30
dw3,4 = 0,5(Z3 + Z4) m = 0,5(25 + 40) = 32,5
dw5,6 = 0,5(Z5 + Z6) m = 0,5(25 + 74) = 49,5
dw7,8 = 0,5(Z7 + Z8) m = 0,5(25 + 136) = 80,5
dw9,10 = 0,5(Z9 + Z10) m = 0,5(25 + 157) = 91
Список используемой литературы:
1. Ф.Е. Дмитров. Проектирование редукторов точных приборов. Л., «Машиностроение», 1971 г.
2. Элементы приборных устройств; курсовое проектирование. Под редакцией проф. Тищенко О.Ф. , М., «Высшая школа», 1978 г.
3. Ю.Д. Первицкий. Расчет и конструирование точных механизмов….Л., «Машиностроение», 1976 г.