Запишите формулу для определения площади поперечного сечения ремня, если задано число ремней в клиноременной передаче
6.38. Расчет на долговечность. Число пробегов ремня в 1 с
U=v/L≤[U],
(6.44)
где U — действительное число пробегов ремня за 1 с; и — скорость ремня, м/с; L — расчетная длина ремня, м; [U] — допускаемое число пробегов ремня за 1 с. Для клиновых ремней [U] < 10 (в отдельных случаях [U]= 11 ÷ 12).
Заводы-изготовители клиновых ремней производят проверку гарантийной наработки То (ч) (табл. 6.8) для ремней, а также условно-расчетной длины Lo. При расчетной длине выбранного клинового ремня L, отличающейся от табличной, гарантийную наработку (ч) для данного ремня определяют по формуле
Т= T0(L/L0), (6.45)
где Го — гарантийная наработка ремней условно-расчетной длины Lo, ч (табл. 6.8); L — расчетная длина выбранного ремня, мм; Lo — условно-расчетная длина ремня, мм (см. табл. 6.8).
Таблица 6.8. Гарантийный срок службы ремней (для условно расчетной длины Lq)
Тип ремня | Условно-расчетная длина Lo, мм | Гарантийная наработка Tq, ч, не менее, для ремней | |
кордтканевых | кордшнуровых | ||
ДО) | |||
А | |||
Й(Б) | |||
С(В) | |||
ДГ) | — | ||
ДД) | |||
£О(Е) |
При вытяжке клиновых ремней до 3 % наибольшая гарантийная наработка стандартных клиновых ремней составляет 500 ч.
Кратко изложите методику расчета клиноременной передачи на долговечность и объясните его необходимость. Для какой цели необходимо определять Т [см. формулу (6.45)]?
6.39.Последовательность проектировочного расчета клиноременной и поликлиновой передачи.
Расчет производят по аналогии с расчетом плоскоременных передач (некоторые изменения, связанные со спецификой клиноременной переда- чи, излагаются подробнее). Расчет клиноременной передачи следует выполнять в следующем порядке.
1. Предварительно задать скорость ремня (5—25 м/с) и в зависимости от заданных скорости и передаваемой мощности по табл. 6.9 выбрать профиль ремня.
Таблица 6.9. Выбор типа клинового ремня в зависимости от передаваемой мощности и скорости ремня
Мощность Р, кВт | Тип ремня при скорости v, м/с | ||
не более 5 | 5-10 | св. 10 | |
Не более 1 | О; А | О; А | О |
1-2 | О; А; Б | О; А | О; А |
2-4 | А; Б | О; А; Б | О; А |
4-7,5 | Б; В | А; Б | А; Б |
7,5-15 | В | Б; В | Б; В |
15-30 | — | В | В |
30-60 | — | Г;Д | В |
60-120 | — | Д | Д; г |
120-200 | — | Д;Е | Г;Д |
Св. 200 | — | — | Д; е |
Здесь: Z(O); А; 5(Б); С(В); ДГ); ЕО(Е)
.
Размеры сечения принять по табл. 6.3. Так как заданным условиям задачи мощности Р и скорости v в табл. 6.9 соответствует несколько типов (сечений) ремней, рекомендуется вначале выбрать меньшее сечение и переходить к другим только в случае получения неприемлемо большого числа ремней zKJ1.p>fcL.p.
2. В зависимости от выбранного типа клинового ремня по табл. 6.5 принять диаметр малого шкива О,.
3. По диаметру малого шкива О, определить скорость ремня v и сравнить с допускаемой [v] = 25 м/с. Уточнить размер Д.
4. Определить диаметр большого шкива D2 и согласовать его значение с приведенными в табл. 6.5.
5. Уточнить передаточное число и.
6. С учетом рекомендаций, изложенных в шаге 6.22, назначить межосевое расстояние а.
7. По формуле (6.3) определить расчетную длину L ремня, округлить ее значение до стандартного (см. табл. 6.3), после чего проверить долговечность ремня (ремней) по числу пробегов (см. шаг 6.35). При U> [U] выбрать следующее большее значение расчетной длины ремня L (см. табл. 6.3), удовлетворяющее условию U< [U], после чего уточнить межосевое расстояние а.
8. Определить угол обхвата а, меньшего шкива. При невыполнении условий а, < [а,] следует увеличить межосевое расстояние и соответственно изменить расчетную длину ремня L.
9. Задать напряжение с0 от предварительного натяжения (см. шаг 6.27) и для выбранного типа ремня по табл. 6.6 принять допускаемое приведенное полезное напряжение Ко, по табл. 6.7 — поправочные коэффициенты Са, Ср, Со, С, по формуле (6.39) определить допускаемое полезное напряжение [К\П.
10. Рассчитать окружную силу F, по формуле (6.46).
11. По формуле (6.43) определить требуемое число ремней zw,p. При го р > 8 необходимо по табл. 6.3 изменить выбранный тип ремней на больший профиль и таким образом снизить число ремней.
12. Рассчитать Fo, угол р и Fs (см. шаг 6.12).
13. Определить все размеры шкивов (см. шаг 6.12).
При расчете поликлиновой передачи профиль ремня выбирают в зависимости от передаваемой мощности меньшего шкива Рх и его угловой скорости го, (рис. 6.15).
Диаметр D, выбирают по табл. 6.10. Число клиньев определяют по формуле
где [z] — допускаемое число клиньев (см. табл. 6.4);
[Р]П = [P]0CaCpC1 Cz — допускаемая мощность, передаваемая одним клином, кВт;
[Р]о — допускаемая приведенная мощность для одного клина, кВт (см. табл. 6.10);
Са — коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата на тяговую способность ремня (см. табл. 6.7); Ср — коэффициент режима работы (см. табл. 6.7); С, — коэффициент, учитывающий влияние на долговечность
длины ремня. Зависимость С, от отношения расчетной длины ремня L к исходной длине Zo
L/Lo…..0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4
Са.........0,85 0,91 0,96 1 1,03 1,06
Сг — коэффициент, зависящий от числа клиньев; при z = 2 -г 3;
Сг = 0,95; при z = 4 ÷ 6 С. = 0,9; при z>6 Сг = 0,85.
Таблица 6.10. Значения [Р]о для поликлиновых ремней
Обозначение се- ■ чения ремня | Диаметр меньшего шкива D[, мм | [P]q, кВт, при скорости ремня v, м/с | ||
A"(L0 = 710 мм) | 0,14 0,155 0,165 | 0,32 0,36 0,40 | 0,49 0,53 | |
Л(Ь0= 1600 мм) | 0,39 0,45 0,50 | 0,79 0,97 1,12 | 1,30 | |
М(/,о = 2240 мм) | 1,45 1,63 1,80 | 3,02 3,58 4,12 | 3,18 4,04 4,95 |
6.40.Ответить на вопросы контрольной карточки 6.4.
Контрольная карточка 6.4 | ||
Вопрос | Ответы | Код |
От чего зависит усталостное разрушение | От попадания абразивных материалов на | |
ремня? | рабочую поверхность ремня | |
От его буксования | ||
От его перегрева | ||
От его циклического изгиба при огиба- | ||
нии шкива | ||
Как изменяется долговечность ремня при | Увеличивается | |
изменении межосевого расстояния в сто- | Уменьшается | |
рону увеличения, если прочие условия ос- | Не изменяется | |
таются прежними? | ||
Определите допускаемое число пробегов в | ||
1 с для среднескоростных плоскоремен- | ||
ных передач | 11-12 | |
Св. 20 | ||
В чем заключается расчет на тяговую спо- | В определении площади поперечного се- | |
собность клиноременных передач? | чения ремня Aq | |
В определении допускаемого полезного | ||
напряжения [К]„ | ||
В определении требуемого числа клино- | ||
вых ремней гКл.р | ||
Какие профили клиновых ремней можно | Z(O) и А | |
применять для передачи мощности 12 кВт | В(Б) | |
при о = 4 м/с | С(В) | |
5(Б) и С(В) |
Ответы на вопросы
6.1. Принципы работы натяжного устройства: натяжение ремня 1 создается перемещением салазок и шкива 2 винтом 3 вправо (см. рис. 6.2). Нажимным роликом (см. рис. 6.1, д) под действием груза 5, установленного на рычаге, ремень 1 прижимается к рабочим шкивам 2 к 3. Недостаток ременных передач, не имеющих натяжного устройства: с течением времени ремни вытягиваются, возникает необходимость их укорачивания (переши-вания), что не только нежелательно, а иногда и невозможно.
6.2. Передача, изображенная на рис. 6.1, е — плоскоременная, открытая с параллельными валами, простая (натяжное устройство на рисунке не показано), с трехступенчатыми шкивами.
6.3. Для автомобильного вентилятора можно порекомендовать клино-ременную передачу.
6.4. По сравнению с фрикционной и зубчатой ременные передачи имеют следующие достоинства (см. шаг 6.2): по сравнению с фрикционной передачей — см. пп. 1 и 3; по сравнению с зубчатой — см. пп. 1, 2, 4. Недос-татки: по сравнению с фрикционной передачей — см. пп. 1—3 и 5; по сравнению с зубчатой передачей — см. пп. 1—5.
6.5. Ременные передачи чаще применяют в приводах сельскохозяйственных, текстильных машин и др.
6.6. На рис. 6.1, д показана открытая передача с натяжным роликом, на рис. 6.1, е — открытая передача со ступенчатыми шкивами.
6.8. На рис. 6.4, в показан ремень типа В (спирально-завернутый), его изготовляют из одного куска ткани. Стандартные типы ремней: кожаные, прорезиненные, хлопчатобумажные, шерстяные.
6.10. В плоскоременной передаче один шкив делают обязательно выпуклым для центрирования ремня, чтобы при работе передачи ремень не «сходил» со шкивов.
6.11. Повторите шаг 6.11.
6.12. Расчет межосевого расстояния для данного примера:
6.13. В передаче (см. рис. 6.6) otmin = сх,, поэтому в формулу (6.8) подставляют а,, а не ос2.
6.14. Определять передаточное число по формуле DJD2 нельзя, т. е. — величина, обратная передаточному числу: 1/и.
6.15. КПД определяется как отношение значений мощности ведомого и ведущего вала; для данного примера η = Р2/Рх = 12/12,5 = 0,96.
6.17. На рис. 6.8: поз. I — шкив установлен правильно; II — неправильно (снижается тяговая способность и будет иметь место интенсивное изнашивание ремня кромками канавок шкива); III — неправильно (при вытяжке ремня боковые поверхности ремня не будут рабочими, что снизит его тяговую способность).
6.18. Клиноременные передачи при одних и тех же габаритах могут передать большую мощность (по сравнению с плоскоременной), так как в клиноременной передаче при одной и той же ширине обода за счет клиновой формы возможно большее сцепление (увеличивается сила трения) ремня со шкивом.
6.20. На рис. 6.3, г показан поликлиновый ремень. При многорядной установке стандартных ремней возможно непостоянство длин ремней в рядах (вследствие неравномерности их вытяжки и по другим причинам), а следовательно, и неравенство сил их натяжений. По этой причине снижается тяговая способность ремней. У поликлинового ремня этого недостатка нет.
6.21. Шкивы клиноременной передачи имеют трапецеидальный профиль канавок, а поликлиновой — треугольный.
6.22. Оптимальное межосевое расстояние для рассматриваемой передачи и s А/А = 800/200 = 4. При и = 4 аот = D2 · 0,95 = 800 • 0,95 = 760 мм.
6.24.На рис. 6.12 Fo — сила начального натяжения ремня; Fb F2 — силы натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня в нагруженной передаче.
6.25.На силу Fv влияют размеры шкивов (их диаметры) и их угловая скорость (так как v = (со/))/2, а параметр скорости входит в квадрате!), а также размеры сечения ремня и его масса.
6.27. Из формулы (6.32) следует, что наибольшее напряжение изгиба в ремне возникает при обходе малого шкива О, значит аи зависит в основном от отношения 8/DI. Минимальные изгибающие напряжения сти2 возникают на ведомом шкиве; на прямолинейном участке ремня аи = 0 (см. рис. 6.13).
6.28. На рис. 6.13 дуги упругого скольжения ведущего и ведомого шкивов — соответственно aci и ас2. Дуга скольжения находится со стороны сбегающей ветви, а дуга покоя — со стороны набегающей ветви (рис. 6.13).
6.29. В зоне частичного буксования (рис. 6.14) КПД резко снижается, s — увеличивается, изнашивание ремня резко увеличивается.
6.30. Ко — допускаемое приведенное полезное напряжение, определяемое при ниже приведенных условиях а, = 180°; и = 10 м/с. Значение Кй задается; [К]П — допускаемое полезное напряжение:
т. е. [К]п ф const и зависит не только от постоянства Ко, но и от значений переменных поправочных коэффициентов, учитывающих особенность геометрии передачи, ее кинематику и т. п.
6.32. К усталостному разрушению ремня приводит циклический изгиб ремня на шкивах и его разгибание при сходе со шкивов.
6.33. Долговечность ремня — способность выдержать определенное число часов работы без разрушения.
6.34. Площадь ремня (для плоскоременной передачи) А = ЪЬ, где 8 — толщина ремня; b — его ширина; А определяется в зависимости от полезной окружной силы F, и от допускаемого полезного напряжения в ремне [Щп [см. формулу (6.40)].
6.35. Уменьшение числа пробегов ремня при заданной скорости может быть достигнуто увеличением его длины. Для уменьшения напряжений изгиба в ремне следует, чтобы отношение 5/Z)min было возможно меньшим.
6.37.Площадь поперечного сечения Ао для клиноременной передачи можно определить из формулы (6.47):
6.38.Для обеспечения нормальной долговечности клиноременной передачи по формуле (6.43) определяют действительное число пробегов ремня (ремней) U. При U> [U] условие для гарантийной наработки (ч) для выбранного ремня не будет обеспечено, снизится долговечность ремня [следовательно, не будет выполнено условие по гарантийной работе клинового ремня (ч), определенное заводом-изготовителем]. В шаге 6.38 отмечено, что долговечность клинового ремня зависит от U и Dmin, даны рекомендации по их расчету. Гарантийная наработка Т (ч) для выбранного типа ремня определяется в основном для возможности планирования поставок (изготовления) клиновых ремней.
Цепные передачи
7.1.Передачу механической энергии между параллельными валами, осуществляемую с помощью двух колес — звездочек 1 и 2 и охватывающей их цепи 3, называют цепной передачей (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Цепная передача:/ — ведущая звездочка; 2 — ведомая звездочка; 3 — цепь; 4 — натяжное устройство
Цепная передача, как и ременная, принадлежит к числу передач с гибкой связью. Гибким звеном в этом случае является цепь, входящая в зацепление с зубьями звездочек. Зацепление обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с ременной передачей.
Цепную передачу можно классифицировать как передачу зацеплением с гибкой связью (ременная — трением с гибкой связью). Зацепление позволяет обойтись без предварительного натяжения цепи. В конструкции цепных передач для компенсирования удлинения цепи при вытяжке и обеспечения эксплуатационной стрелы провисания / ведомой ветви иногда предусматривают специальные натяжные устройства (см. рис. 7.1).
Угол обхвата звездочки цепью не имеет такого решающего значения, как угол обхвата шкива ремнем в ременной передаче.
Цепные передачи можно использовать как при больших, так и при ма-..; лых межосевых расстояниях. Они могут передавать мощность от одного ведущего звена 1 нескольким звездочкам 2 (рис. 7.2).