Муфты фрикционные (асинхронные)
При включении фрикционных муфт крутящий момент возрастает постепенно по мере увеличения силы нажатия на поверхности трения. Это позволяет соединять валы под нагрузкой и с большой разностью начальных угловых скоростей. В процессе включения муфта пробуксовывает, а разгон ведомого вала происходит плавно, без удара. Отрегулированная на передачу предельного крутящего момента, безопасного для прочности машины, фрикционная муфта выполняет одновременно функции предохранительного устройства.
По своему назначению фрикционные муфты классифицируют по следующим признакам: материалы, форма и число трущихся поверхностей, способ их сжатия (механизм управления муфтой).
Муфты, в которых обе трущиеся поверхности являются металлическими (чугун по чугуну, сталь по стали, бронза по стали), требуют обильной смазки, иначе увеличивается износ. Коэффициент трения таких пар сравнительно мал, поэтому муфты имеют большие габариты или требуется увеличивать число трущихся поверхностей.
Использование неметаллов (текстолит, металлокерамика, прессованный асбест) позволяет уменьшить габариты муфт, они могут работать как всухую, так и со смазкой.
По расположению и форме трущихся поверхностей фрикционные муфты разделяют на радиальные (трущиеся поверхности цилиндрические) и осевые (трущиеся поверхности плоские или конические). Кроме того, муфты классифицируют по конструктивному оформлению и числу трущихся поверхностей (таблица. 1).
Таблица 1
Радиальные | Аксиальные | |
С наружными колодками С внутренними колодками | Дисковые | Однодисковая Многодисковая |
С разжимным кольцом С натяжной лентой | Конусные | С одним конусом С двойным конусом |
Вид. 2.2.1
Муфты дисковые
Простейшая однодисковая муфта с одной парой поверхностей трения (рис. 5.4) содержит неподвижную полумуфту 1, подвижную в осевом направлении полумуфту 2 и фрикционную накладку 3.
Рис. 5.4. Фрикционная однодисковая муфта
Для уменьшения силы прижатия и габаритов муфты применяют конструкции со многими парами поверхностей трения – многодисковые муфты (рис. 5.5) В этих муфтах имеются две группы дисков: наружные 7 и внутренние 8. Наружные диски соединены с полумуфтой 6, а внутренние – с полумуфтой 4 с помощью подвижного шлицевого соединения.
Правый крайний внутренний диск опирается на регулировочные гайки 5. На левый крайний диск от механизма управления действуют силы нажатия, которые передаются на все поверхности трения.
Рис. 5.5. Фрикционная многодисковая муфта
Применение многодисковых муфт позволяет увеличить крутящий момент в число раз, равное числу пар трущихся поверхностей по сравнению с однодисковой муфтой.
Вид. 2.2.2