Подбор шпонок и проверочный расчет шпоночных соединений
Шпонки подбираем по таблицам ГОСТа в зависимости от диаметра вала и проверяем расчетом соединения на смятие.
Быстроходный вал.
Для консольной части вала, при dВ1 = 20мм, по [3, табл. П49], подбираем призматическую шпонку b × h = 6 × 6мм. Длину шпонки принимаем из ряда стандартных длин так, чтобы она была меньше длины посадочного места вала
l1 = 35мм на 3…10мм и находилась в границах предельных размеров длин шпонок.
Согласно рекомендациям [3, стр. 312], принимаем l = 40мм – длина шпонки со скругленными торцами. Расчетная длина шпонки определяется по формуле;
(2.90) |
l – длина шпонки,
b – ширина шпонки.
Принимаем длину шпонки lр = 34мм.
Допускаемые напряжения смятия в предположении посадки полумуфты, изготовленной из стали, [σсм] = 100…150МПа.Согласно рекомендациям [3, стр. 234], вычисляем расчетное напряжение смятия по формуле;
(2.91) |
Т1 – крутящий момент,
d – диаметр вала,
lР – расчетная длина шпонки,
h – высота шпонки, мм.
Принимаем шпонку 8×7×34 (СТ СЭВ 189 – 75).
Тихоходный вал.
Для выходного конца вала, при dВ2 = 30мм, по [3, табл. П49], подбираем призматическую шпонку b × h = 10 × 8мм. Длину шпонки принимаем из ряда стандартных длин так, чтобы она была меньше длины посадочного места вала l2=50мм на 3…10мм и находилась в границах предельных размеров длин шпонок.
Согласно рекомендациям [3, стр. 312], принимаем l = 60 мм – длина шпонки со скругленными торцами. Расчетная длина шпонки определяется по формуле (2.90);
(2.92) |
l – длина шпонки,
b – ширина шпонки.
Принимаем длину шпонки lр = 50мм.
Допускаемые напряжения смятия в предположении посадки полумуфты, изготовленной из стали, [σсм] = 100…150МПа.Согласно рекомендациям [3, стр. 234], вычисляем расчетное напряжение смятия по формуле (2.91);
(2.93) |
Т2 – крутящий момент,
d – диаметр вала,
lР – расчетная длина шпонки,
h – высота шпонки.
Принимаем шпонку 10×8×50 (СТ СЭВ 189 – 75).
Для вала под ступицу зубчатого колеса, при d2 = 42 мм, по [3, табл. П49],подбираем призматическую шпонку b × h = 12 × 8 мм. Так как lСТ = 45 мм, то принимаем длину призматической шпонки l = 45 мм со скругленными торцами. Расчетная длина шпонки определяется по формуле (2.90);
(2.94) |
l – длина шпонки,
b – ширина шпонки.
Принимаем из стандартного ряда длину шпонки lр = 35мм.
Допускаемые напряжения смятия в предположении посадки полумуфты, изготовленной из стали, [σсм] = 100…150МПа. Согласно рекомендациям [3, стр. 234] вычисляем расчетное напряжение смятия по формуле (2.91);
(2.95) |
Т2 – крутящий момент,
– диаметр вала под посадку ступицы зубчатого колеса,
lР – расчетная длина шпонки,
h – высота шпонки.
Под ступицу колеса принимаем шпонку 12×8×35 (СТ СЭВ 189 – 75).
Подбор подшипников
Подшипники качения подбираем по таблицам ГОСТа в зависимости от размера и направления, действующих на подшипник нагрузок; диаметра цапфы, на которую насаживается подшипник; характера нагрузки; угловой скорости вращающегося кольца подшипника; желательного срока службы подшипника и его наименьшей стоимости.
Быстроходный (ведущий) вал.
Определяем нагрузки, действующие на подшипники;
Результирующие радиальные реакции подшипников, согласно рекомендациям [3, стр. 313], по формулам;
(2.96) |
XA и YA , XB иYB – опорные реакции.
Так как FrВ > FrA, то подбор подшипников ведем по опоре В, как наиболее нагруженной.
Выбираем тип подшипников. Так как;
(2.97) |
то следует применить радиально-упорные конические роликоподшипники.
Согласно рекомендациям [3, стр. 214], определяем осевые составляющие реакций конических роликоподшипников, при e = 0,377, [3, табл. П43] для средней серии, при d = 30 мм,по формуле;
(2.98) |
e – табличный параметр, [3, табл. П43],
Fr – радиальная нагрузка.
Согласно рекомендациям [3, табл.5,стр. 215], находим суммарные осевые нагрузки. Так как;
(2.99) |
тогда;
(2.100) |
Согласно рекомендациям [3, стр. 313], вычисляем требуемую динамическую грузоподъемность подшипника по формуле [3, стр. 212];
(2.101) |
X, Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок соответственно,
FrВ – радиальная нагрузка подшипника в опоре В,
V – коэффициент вращения,
Kб – коэффициент безопасности, зависящий от типа механизма, в котором подшипник установлен,
KT – температурный коэффициент, зависящий от температуры подшипника,
n – частота вращения,
Lh – требуемая долговечность подшипника,
α – величина, зависящая от формы кривой контактной усталости.
Принимаем; V = 1, по [3, табл. П45]; Kб = 1,6, по [3, табл. П46]; KT = 1,
по [3, табл. П47]; согласно рекомендациям [3, стр. 213], коэффициент радиальной нагрузки X = 0,4; коэффициент осевой нагрузки Y = 1,780; для роликовых подшипников по [3, стр. 214] α = 10/3; требуемая долговечность подшипников
Lh = 15000 ч.
Согласно рекомендациям [3, табл. П43], окончательно принимаем конический роликоподшипник 7306 средней серии, для которого d = 30 мм, D = 72, Тmax = 21 мм,
СТР = 39,2 кН.
Тихоходный (ведомый) вал.
Определяем нагрузки, действующие на подшипники;
Результирующие радиальные реакции подшипников, согласно рекомендациям [3, стр. 313], по формуле;
(2.102) |
XA и YA , XB иYB – опорные реакции.
Так как FrВ > FrA, то подбор подшипников ведем по опоре В, как наиболее нагруженной.
Выбираем тип подшипников. Так как;
(2.103) |
то следует применить радиально-упорные конические роликоподшипники.
Согласно рекомендациям [3, стр. 214], определяем осевые составляющие реакций конических роликоподшипников, при e = 0,383, [3, табл. П43] для легкой серии, при d = 40 мм, по формуле;
(2.104) |
e – табличный параметр, [3, табл. П43],
Fr – радиальная нагрузка.
Согласно рекомендациям [3, табл.5,стр. 215], находим суммарные осевые нагрузки. Так как;
(2.105) |
тогда;
(2.106) |
Согласно рекомендациям [3, стр. 313], вычисляем требуемую динамическую грузоподъемность подшипника по формуле [3, стр. 212];
(2.107) |
X, Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок соответственно,
FrВ – радиальная нагрузка подшипника в опоре В,
V – коэффициент вращения,
Kб – коэффициент безопасности, зависящий от типа механизма, в котором подшипник установлен,
KT – температурный коэффициент, зависящий от температуры подшипника,
n – частота вращения,
Lh – требуемая долговечность подшипника,
α – величина, зависящая от формы кривой контактной усталости.
Принимаем; V = 1, по [3, табл. П45]; Kб = 1,6, по [3, табл. П46]; KT = 1,
по [3, табл. П47]; согласно рекомендациям [3, стр. 213], коэффициент радиальной нагрузки X = 0,4; коэффициент осевой нагрузки Y = 1,565 ; для роликовых подшипников по [3, стр. 214] α = 10/3; требуемая долговечность подшипников
Lh = 15000 ч.
Согласно рекомендациям [3, табл. П43], окончательно принимаем конический роликоподшипник 7208 легкой серии, для которого d = 40 мм, D = 80, Тmax = 20 мм,
СТР = 41,6 кН.
Проверим ориентировочно назначенные расстояния α1 и α2. По формуле,
[3, стр. 215], определяем расстояние от точки приложения реакций до плоскости внешних торцов подшипников.
Быстроходный (ведущий) вал.
(2.108) |
Т – ширина подшипника,
D – внешний диаметр подшипника,
d – внутренний диаметр подшипника,
e – табличный параметр.
Следовательно, для быстроходного вала расстояние α1 должно быть меньше, ориентировочно принятого, на 40 – 37,12 = 2,88 мм, а для тихоходного α2 должно быть меньше на 33 – 29,38 = 3,62 мм.