Определение кинематических параметров принципиальной схемы
К основным параметрам кинематической схемы относятся: мощность, частота вращения электродвигателя и фактические значения передаточных отношений всех передач. Характеристики электродвигателя определены в предыдущем пункте 3.2, а передаточное отношение определите по графику частот вращения шпинделя используя рекомендации Приложения 1.8.1.
Из рассмотрения графиков частот вращения следует, что величина передаточного отношения передач в группах зависит от их количества р, характеристики х и знаменателя ряда . С целью ограничения радиальных размеров для зубчатых передач главного движения установлены пределы: для прямозубых ; для косозубых ; для механизмов подачи .
Число зубьев колес группы передач обусловлено межосевым расстоянием А, которое должно быть одинаковым для всех передач одной группы, и передаточным отношением, выраженным в форме:
, (3.3)
где — целые числа (см. Приложение 1.8.1)
Модули зацепления прямозубых передач, нормальные модули и углы наклона зубьев косозубых колес в пределах одной группы чаще всего одинаковы, следовательно, сумма зубьев
. (3.4)
Исходя из условий компактности передач, величину ограничивают до значения , а наименьшее число зубьев в приводах главного движения принимают более . Если число зубьев мало , то зубчатое колесо выполняют вместе с валом (вал-шестерня). Величину обычно принимают наименьшей допустимой с учетом числа зубьев наименьшего зубчатого колеса группы . Для сменных колёс привода установлено три значения
Решая уравнения относительно чисел зубьев, получим для прямозубых колёс:
, (3.5)
где — целые числа зубьев колёс
Это условие выполнимо, если – наименьшее кратное сумм . Отсюда вытекает правило для определения чисел зубьев. Находят суммы
. (3.6)
Затем, определяют наименьшее кратное и подставляют его вместо в равенство (3.5). Может оказаться, что числа зубьев получатся недопустимо малыми или большими. В первом случае их можно увеличить в целое число раз, во втором - уменьшить. При уменьшении могут появиться дробные числа зубьев. Округляя их до целого значения, отбросив дроби, изменяют . Поэтому такие передачи подвергают коррекции.
Если группа передач состоит из колес с разным модулем, в равенствах (3.5) величину , заменяют величиной . При наличии косозубых передач с одинаковым нормальным модулем в зависимости от задания используют известную зависимость:
(3.7)
где: – нормальный модуль; – угол наклона зуба; – межосевое расстояние.
Подставляя значения в уравнение (3.5), подучим искомые числа зубьев. Примеры расчёта чисел зубьев колес приведены в Приложении 1.9.