Определение геометрических характеристик зубчатых колёс
Расчёт зубчатых передач регламентирован ГОСТом 21354-87. Проектировочный расчет служит только для предварительного определения размеров. При этом минимально допустимый модуль определяется по формуле [3 с. 595-596]:
(4.4)
где: Km – вспомогательный коэффициент: для прямозубых колёс Km =14, для косозубых – Km = 11,2-12,5;
М – расчётный момент в Нм;
z1 – число зубьев шестерни, т. е. наименьшего колеса в группе;
ybd – отношение рабочей ширины венца к -начальному диаметру шестерни d . Подробнее см .Приложение2.1 или [ 9, стр.266].
KFb – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине
венца, подробнее см. Приложение2.2 [3, с. 596];
– коэффициент, учитывающий форму зуба, формы зуба, см. Приложение 2.3 [3, с. 588];
sFP – допускаемое напряжение изгиба материала шестерни (в МПа)
определяют по формуле:
(4.5)
где: sFlimb –базовый предел выносливости зубьев (МПа), соответствующий базовому числу циклов нагружений NFO и определяемый в зависимости от способа термической обработки ; например, для стали 40Х, закаленной при нагреве ТВЧ до твердости HRCэ 45…55 sFlimb =580 МПа. (подробнее см. 3 стр. 581-587)
– коэффициент долговечности ;
где: – базовое число циклов напряжений ( число циклов напряжений соответствующее перегибу кривой усталости [3 с.579]
где: – число циклов напряжений в соответствии с заданным сроком службы;
Согласно рекомендациям принимаем – коэффициент долговечности 1…2.08, подробнее см. Приложение 2.4 (3, стр. 579; 9, стр. 282);
Полученный по формуле (4.4) модуль округлить до ближайшего стандартного значения по СТ СЭВ 310-76 или ГОСТ 9563-60 (см. табл 1). Определение модуля выполните только для наиболее нагруженных зубчатых колёс в каждой группе. Значение модуля постоянных передач выберите по расчётным модулям групповых передач, устанавливая стандартные значения модулей по ГОСТ 9563-60
Таблица №1
Стандартные значения модулей
Стандартные значения модулей m, мм | |
Ряд 1 | 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20; 25; 32 |
Ряд 2 | 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22; 28; 36 |
При выборе модулей ряд 1 следует предпочитать ряду 2. |
Рекомендуется ограничивать количество применяемых модулей в коробке скоростей. С этой целью меньшие модули у колёс быстроходных групп передач округлите в большую сторону. Для уменьшения модуля наиболее нагруженных колёс можно увеличить его ширину, т.е. коэффициент ybd, или использовать легированные стали с химико-термической обработкой.
При выборе материала для изготовления зубчатых колёс рекомендуется:
1. Не применять без особой необходимости дорогостоящие легированные стали.
2. Назначать не более двух-трёх марок стали, чтобы не усложнять производство.
По принятым значениям модулей в группах передач и числам зубьев колёс определите их основные геометрические характеристики, необходимые для эскизной компоновки; диаметры делительных окружностей, окружностей выступов зубьев и ширину венцов.
Параметры прямозубой передачи при [3, c. 406]
- делительный диметр
- диаметр вершин зубьев
- при [3 c.416].
Межосевое расстояние :
- при [3, c. 406]
- при [3, c. 416]
Делительное межосевое расстояние :
Ширину венцов в группе передач назначьте одинаковой для всех колёс, равной b = d ybd , где: d – диаметр делительной окружности наименьшего колеса в группе.
Точность зубчатых колёс зависит от их окружной скорости (м/с) [3, c.400;560]:
– окружная скорость
где: – делительный диметр
Таблица №2
Окружная скорость колес в зависимости от их точности
Тип зубчатых колёс | Окружная скорость зубчатых колёс в м/с при степени точности колеса по ГОСТ 1643-81 | ||
Прямозубые | 10 м/с | 6 м/с | 4 м/с |
Косозубые | 16 м/с | 10 м/с | 6 м/с |