Сновные сведения о грузоподъемных машинах
В современном строительстве для механизации процессов перемещения огромных масс материалов, изделий и оборудования по различным траекториям широко применяют подъем но-транспортные машины.
Они подразделяются на:
а) грузоподъемные, осуществляющие перемещение штучных грузов циклично по произвольной пространственной траектории, меняющейся при каждом цикле;
б) транспортирующие, перемещающие массовые, главным образом насыпные грузы непрерывным потоком по определенной траектории;
в) погрузочно-разгрузочные, осуществляющие погрузку материалов в транспортные средства и разгрузку их из транспортных средств.
Домкраты, виды описание
Домкрат представляет собой переносной, передвижной или стационарный грузоподъемный механизм, предназначенный для подъема и фиксации тяжелых предметов на определенной высоте.
Домкраты используются при выполнении строительных или ремонтных в качестве самостоятельного механизма, либо в составе более сложных устройств, таких как подъемники, прессы, краны и др.
Применение домкратов
Сфера применения домкратов достаточно широка, его используют для смены автомобильных колес, для поддержания корпуса при ремонте автомобиля, при перемещении пролетов моста. Кроме того с помощью домкратов выполняется натяжка проводов на высоковольтных линиях, сжимание мощнейших пружин, проталкивание водопроводных труб через грунт, разрушение старых перекрытий в зданиях, перемещение узлов, деталей оборудования а также блоков монтируемых сооружений.
Преимущества домкратов перед другими механизмами, к примеру, лебедкой, заключается в его компактности, надежности, простоте использования и обслуживания.
Характеристики домкратов
· Подхват – часть механизма, которая предназначена для упора в поднимаемый предмет. Многие реечные и винтовые домкраты, имеют подхват, выполненный в виде откидного стержня, тогда как подхват гидравлических, ромбических и других моделей выполнен в виде жесткозакрепленного кронштейна (подъемной пяты).
· Опорная площадка – опорная (нижняя) часть домкрата.
· Грузоподъемность – данный показатель характеризует максимально возможную массу поднимаемого груза.
· Высота подъема – характеризует предельное расстояние от опорной поверхности до максимальной рабочей точки.
· Вес – масса устройства в рабочем состоянии.
· Начальная высота подхвата – минимально возможное расстояние по вертикали между опорной поверхностью и опорной точкой механизма в нижнем рабочем положении.
· Предельная высота подхвата – максимально возможное расстояние по вертикали между опорной площадкой до подхвата в верхнем рабочем положении.
· Рабочий ход – количество перемещений подхвата по вертикали между нижним и верхним рабочим положением.
Домкрат - незаменимая вещь для автомобилистов, строителей, работников СТО, монтажников.
Типы домкратов
В зависимости от типа привода домкраты можно разделить на электрические и ручные.
В зависимости от конструктивных особенностей и принципа действия механизмы делятся на гидравлические, винтовые, пневматические и реечные.
Что касается грузоподъемности, то у некоторых видов этот показатель достигает сотни тонн, при этом высота подъема может варьироваться от нескольких метров, до нескольких сантиметров.
Гидравлические домкраты – работа данного типа основана на использовании жидкости. По конструкции бывают одноплунжерные и двухплунжерные. Преимущества - плавность ходы, хорошая устойчивость, жесткость конструкции, компактность, большая грузоподъемность.
Винтовые домкраты - подъем грузов осуществляется за счет винтовой резьбы трапецеидальной формы. Винт находится в цилиндрическом основании и приводится в движение путем вращения специальной гайки. Преимущества - компактность, небольшой вес, надежность, простота механизма, возможность поднимать грузы весом до 15 тн.
Пневматические автомобильные домкраты - работают при помощи энергии сжатого воздуха, требуют подключения компрессора. Преимущества - высокая грузоподъемность, точный подвод груза, идеален при маленьких зазорах между грузом и опорой и работе на болотистых и рыхлых грунтах.
Реечные домкраты – подъем груза осуществляется благодаря выдвижению рейки с использованием рычага или вращающейся шестеренки. Преимущества - работают как в горизонтальном, так и в вертикальном положении, большой рабочий ход, способны поднимать груз массой до 20 тн
24Виды лебедок и их применение
Лебедка – это механизм, облегчающий перемещение груза в горизонтальном или вертикальном направлении при помощи каната, наматываемого на барабан. Эти механизмы имеют длинную историю. С древних времен человек пытался облегчить свой труд. Первые лебедки приводились в действие исключительно с помощью мускульной силы человека. Позже стали появляться лебедки с механическим приводом: паровым, внутреннего сгорания и, наконец, появились электрические лебедки, которые более компактны и удобны в использовании. Однако электрические лебедки не вытеснили полностью ручные. Последние просто были модернизированы и продолжают использоваться до настоящего времени. Электрические лебедки могут быть использованы как самостоятельные устройства или устройства, входящие в состав более сложных механизмов: совместно с полиспастами они используются для поднятия строительных конструкций, а также входят в конструкцию грузоподъемных кранов и других механизмов.
Строительные и монтажные лебедки являются незаменимым инструментом на любой стройке. Эти механизмы используются для подтягивания, опускания и подъема груза, т.е. при монтаже строительный конструкций, при перемещении грузов большого веса на стройплощадках, а, кроме того, в качестве подъемников, механизмов кранов и других строительных машин. Используются лебедки и как самостоятельно работающий механизм при погрузочных и монтажных работах. Лебедки не только облегчают выполнение работ, но и ускоряют сроки их выполнения.
По назначению лебедки бывают тяговыми (используемыми при горизонтальном перемещении грузов) и подъемными (для поднятия и опускания груза). В зависимости от используемого привода, лебедки подразделяются на ручные, электрические. Лебедки по принципу действия делятся на механические, гидравлические, червячные, рычажные и скреперные. И, наконец, по конструктивному исполнению, лебедки бывают односкоростными, многоскоростными, однобарабанными и многобарабанными.
Ручная лебедка используется на производстве и в быту. Она просто незаменима на складах, где происходит постоянное перемещение груза. Ручная лебедка отличается невысокой ценой. К тому же она очень проста и удобна в использовании, т.к. отсутствует необходимость крепления ее к раме. Ручная лебедка – это полностью автономный механизм, не требующий источников электрического тока.
Рычажная лебедка является ручной лебедкой и идеальна везде, где требуется перемещение груза. Электрическая лебедка используется там, где требуется перемещение больших грузов: на больших предприятиях и масштабных строительных площадках. Электрическая лебедка, чаще всего, способна выполнять работы, как по горизонтальному перемещению груза, так и по вертикальному. Она проста в эксплуатации, правда, стоимость ее намного больше, чем ручной лебедки. Электрическая лебедка управляется с помощью специального пульта и является более предпочтительной, если работы носят постоянный характер.
Тяговая лебедка также используется в строительстве, если требуется осевое перемещение груза на небольшие расстояния. Например, для перемещения труб, грузовых тележек башенных и прочих кранов. Тяговая лебедка – это обычно однобарабанный или двухбарабанный механизм, однако встречаются тяговые лебедки и с большим количеством барабанов. Устройство лебедки этого вида наименее похоже на другие виды ручных лебедок, поскольку принцип работы основан не на наматывании каната на барабан, а на протягивании его через механизм лебедки при помощи специальных сжимов. Это позволяет использовать канат неограниченной длины.
Лебедки с электроприводом (электрические) в основном имеют одинаковый принцип работы. Лебедка состоит из главного и вспомогательного барабана, электродвигателя, редуктора и пусковой установки, размещенной на раме сварной конструкции. Лебедка крепится на раму, где имеются специальные ролики (со стороны главного барабана), предохраняющие от трения канат, который наматывается на барабан. Для работы электрических лебедок необходимо напряжение 220 и 380В. Самой надежной считается привод с червячной передачей: даже в случае поломки, трос в этом случае не сорвется с барабана.
Виды конвейеров
Пластинчатый конвейер. Конструкция пластинчатого конвейера включает в себя две параллельные ветви из металлических цепей с соединениями на основе роликов. Соединение цепей между собой обеспечивается за счет пластин, которые, в зависимости от вида транспортируемых грузов, могут быть изготовлены из дерева или металла. Деревянные пластины устанавливаются на конвейерах, которые используются главным образом для транспортирования грузов, упакованных в разнообразную тару – контейнеры, бочки, коробки, ящики и т. п. Стальными пластинами комплектуются конвейеры, предназначенные для транспортирования сыпучих материалов без упаковки - угля, шлака, кокса и других сухих кусковатых грузов.
Ленточный конвейер. Ленточный конвейер представляет собой конструкцию, состоящую из опорных стоек, приводного и натяжного барабанов, приводного оборудования, промежуточных опорных роликов и кольцевой ленты, по которой непосредственно перемещаются грузы. В зависимости от назначения конвейера лента может быть изготовлена из брезента, тонкого стального листа или прорезиненной парусины. Ленточные конвейеры могут успешно использоваться для транспортирования как сыпучих материалов, так и грузов, упакованных в тару. В первом случае применяется оборудование с лентой желобообразной формы, которая создается при помощи опорных роликов, во втором – конвейеры с обычной плоской лентой.
Ленточные конвейеры находят широкое применение на объектах добычи угля и других полезных ископаемых, в местах, где рабочее пространство крайне ограничено. Идеальным оборудованием для угольных шахт ленточные конвейеры делают их небольшие габариты (в частности, высота). Конструкция таких конвейеров включает ряд легких стальных секций желобообразующими и возвратными опорными роликами, а также приводную и передвижную натяжную секции со всем необходимым силовым оборудованием. Ленточный конвейер не только позволяет транспортировать из шахты продукты добычи, но и доставлять на место разработки необходимый инструмент и материалы. Это обеспечивается благодаря предусмотренной возможности реверсирования. Помимо удобства эксплуатации у такого оборудования есть еще одно большое достоинство – его покупка и установка обходится дешевле, чем рельсовая откатка, – в основном, из-за сниженного энергопотребления и отсутствия необходимости оборудовать рельсовые пути.
Канатный конвейер. В основе работы конвейера данного типа лежит кольцевой проволочный канат, который движется внутри U-образного желоба благодаря зубчатым барабанам и приводному оборудованию. На канате на одинаковом расстоянии друг от друга закреплены металлические диски, которые передвигают груз. Наиболее часто канатные конвейеры применяются для транспортирования неабразивных материалов – к примеру, каменного угля. Устанавливается такое оборудование в надшахтных сооружениях и используется для транспортирования грузов от шахты к приемной площадке. Кроме того, зачастую конвейеры данного типа находят применение на пилорамах, где их используют для подачи бревен, и на предприятиях целлюлозно-бумажной отрасли.
Скребковый конвейер. Скребковые конвейеры представляют собой идеальный вариант для транспортирования сыпучих неупакованных грузов (зерна, порошка, стружки и проч.) в горизонтальном положении или с небольшим наклоном. Материал передвигается по желобу при помощи скребков, закрепленных на бесконечной (кольцевой) цепи. Закладывать груз в желоб можно в любой точке конвейера, выгрузка же производится через отверстие в конце конвейера или через специальные отверстия в желобе.
Гравитационный роликовый конвейер. Конвейер данного типа перемещает грузы с использованием силы тяжести и применяется главным образом для транспортировки товаров в таре. Конструкция оборудования представляет собой наклонный каркас, на котором закреплен ряд роликов. Упаковки с грузами передвигаются по роликовым направляющим конвейера под действием силы тяжести.
Ковшовый конвейер. Оборудование данного типа находит применение там, где существует необходимость транспортировки большого количества сыпучих материалов – угля, цемента, песка, шлака, щебня и других. Особенностью конструкции ковшового конвейера являются металлические ковши (чугунные или стальные), закрепленные между двумя рядами кольцевой роликовой цепи. Ковши представляют собой единую линию, что обеспечивается благодаря перекрытию. Каждый отдельный ковш постоянно находится в вертикальном положении, поскольку может свободно качаться на оси подвеса. Конструкция ковшовых конвейеров позволяет транспортировать грузы одновременно и по вертикали, и по горизонтали.
Конвейер с перегрузкой самотеком. Конвейеры такой разновидности объединяют в себе черты скребкового и ковшового конвейеров. Так же как и в ковшовых элеваторах, в них имеется двойной ряд бесконечных цепей, между которыми крепятся ковши – правда, уже V-образного профиля. В подъемной секции ковши движутся широкой частью кверху, а в конце вертикального прогона, где цепи идут по звездочкам, наклоняются. Содержимое ковшей высыпается в горизонтальный желоб, где перемещается, как в скребковом конвейере. Груз может транспортироваться одновременно в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Пневматический конвейер. Принцип действия таких конвейеров – перемещение грузов при помощи потока воздуха. На сегодняшний день существует два основных типа пневматического транспортировочного оборудования. Конвейеры первого типа перемещают грузы, упакованные в тару и закруженные в конвейерный трубопровод, под действием разности давлений воздуха, создаваемой на концах конвейера. В конвейерах второго типа (аэрожелобах) сыпучие материалы транспортируются взвесью в мощном потоке воздуха.
Шнековый конвейер. Основным рабочим элементом шнекового или винтового конвейера является желоб, внутри которого вращается металлический шнек. Устройство работает по принципу мясорубки, под действием винтовой поверхности проворачивая материал и доставляя его к месту отгрузки. Наиболее целесообразно использование шнековых конвейеров для перемещения сухих комковатых грузов, а при определенных изменениях в конструкции – и для липких материалов.
26Таль является устройством, которое применяют для подъёма/опускания грузов, которые зацепляют за его крюк. Конструктивно передвижные тали подразделяются на ручные, оснащённые ручным приводом и электрические, оборудованные электрическим приводом устройства. Помимо этого, на предприятиях используют и ещё одну модификацию талей – устройства, расположенные на каретках – тельферы. Их особенностью является возможность транспортирования грузов в горизонтальном направлении по монорельсовым путям.
Все тали с ручными приводами можно подразделить на устройства с шестерённой и рычажной конструкцией управления. Такие тали рационально использовать при редкой их эксплуатации (до 2 раз в день). Таль с шестерённой системой управления оснащена грузовыми и тяговыми цепями. При этом грузовая цепь служит для крепления и транспортирования груза, а тяговая цепь предназначена для передачи усилия при помощи редуктора механического типа, и приводится в действие оператором. В случае необходимости таль такого типа можно подвесить над опорой достаточно на большой высоте, а управление движением тали осуществляется дистанционно с основного пульта.
Рычажные ручные тали характеризуются небольшой величиной перемещаемого груза, поэтому оператор вынужден находиться в непосредственной близости от точек подвески талей, а движение осуществляется при помощи рычага (груз можно поднимать только на высоту человеческого роста).
Тали с электрическим приводом подразделены на цепные и канатные устройства. Цепные тали применяют для установки в грузоподъёмных кранах консольно-поворотного типа, компактность и небольшой вес позволяют их использовать в качестве дополнительного устройства для поднятия и перемещения грузов. Электрические тали канатного типа используют на монорельсах и тяжёлых мостовых кранах, при этом они предназначены для эксплуатации в среднем и тяжёлом режимах.
Помимо подразделения по указанным категориям, электрические тали выпускают для стационарной и передвижной установки. В тех случаях, когда производственная необходимость требует исключительно вертикального перемещения грузов, таль применяют в качестве стационарного привода, которым оснащают другие подъёмные средства. А передвижные тали с электрическим приводом представляют собой непосредственно основной грузоподъёмный механизм, имеющий возможность транспортировать грузы в горизонтальной плоскости.
Для того чтобы перемещать грузы в вертикальном и горизонтальном направлениях используют тельферы, тали, установленные на специальных «тележках» - каретках. Эти каретки имеют конструкцию, позволяющую им передвигаться по монорельсовым путям (двутавровые балки), расположенным на необходимой по технологии высоте. Управление каретками также осуществляется или ручным, или электрическим способом. Ручное управление даёт возможность оператору регулировать, координировать и контролировать движение каретки по монорельсу (поднятие/опускание и транспортирование). Электрические каретки более манёвренны и просты в управлении, а также характеризуются большой скоростью передвижения.