Улучшаемые машиностроительные стали
Улучшаемые стали содержат 0,3-0,5% С и небольшое (<10%) количество легирующих элементов Cr, Mn, Si, Ni, Mo и др. Эти стали применяются для изготовления деталей с повышенными требованиями к прочности, износостойкости при высоких удельных нагрузках, имеющих переменный характер. После закалки и высокого отпуска стали имеют высокий предел текучести, малую чувствительность к концентраторам напряжений, высокий предел выносливости и достаточный запас вязкости. Улучшаемые стали обладают хорошей прокаливаемостью, высокое сопротивление хрупкому разрушению, в том числе и при отрицательных температурах (низкий порог хладноломкости).
Прочность деталей в целом определяется глубиной закаленного слоя, которая определяется легированием: сталь 40Х прокаливается в сечении на глубину до 35 мм, сталь 40ХН – до 75 мм, а сталь 38ХНЗМФА – больше 100 мм.
В зависимости от легирования улучшаемые стали делятся на 6 групп:
1. Хромистые стали 30Х, 40Х, 45Х и 50Х применяют для средненагруженных деталей небольших размеров. С увеличением содержания углерода возрастает прочность, но снижаются пластичность и вязкость. Прокаливаемость хромистых сталей невелика.
Сталь 30Х имеет следующие свойства: σb=900 МПа, σ0,2=700 МПа, δ=12%, ψ=45%.
2. Хромомарганцевые стали. Совместное легирование хромом (0,9-1,2%) и марганцем (0,9-1,2%) позволяет получить стали с достаточно высокой прочностью и прокаливаемостью (например,40ХГ). Однако хромомарганцевые стали имеют пониженную вязкость, повышенный порог хладноломкости (от 20 до -60оС), склонность к отпускной хрупкости и рост зерна аустенита при нагреве.
Сталь 40ХГТР имеет σb =1000 МПа, σ0,2=800 МПа, δ=11%, ψ=45%.
3. Хромокремнемарганцевые стали (хромансили) обладают высоким комплексом свойств. Стали 20ХГС, 25ХГС и 30ХГС обладают высокой прочностью и хорошей свариваемостью. Стали марки хромансиль применяют в виде листов, труб для ответственных сварных конструкций в самолетостроении. Стали хромансиль склонны к обратной отпускной хрупкости и обезуглероживанию при нагреве.
Сталь 30ХГС имеет σb =1100 МПа, σ0,2=850 МПа, δ=10%, ψ=45%.
4. Хромоникелевые стали обладают высокой прокаливаемостью, хорошей прочностью и вязкостью. Они применяются для изготовления крупных изделий сложной конфигурации, работающих при динамических и вибрационных нагрузках.
Сталь 40ХН имеет σb =1000МПа, σ0,2=800МПа, δ=11%, ψ=45%.
5. Хромоникелемолибденовые стали обладают склонностью к обратимой отпускной хрупкости, для устранения которой многие детали небольших размеров из этих сталей охлаждают после высокого отпуска в масле, а более крупные детали - в воде. Для устранения этого дефекта стали дополнительно легируют молибденом (40ХН2МА) или вольфрамом(40ХН2ВА).
Сталь 40ХН2МА имеет σb =1100МПа, σ0,2=950МПа, δ=12%, ψ=50%.
6. Хромоникелемолибденованадиевые стали обладают высокой прочностью, пластичностью, вязкостью и низким порогом хладноломкости. Этому способствует высокое содержание никеля. Недостатками сталей являются трудность их обработки резанием и большая склонность к образованию флокенов (волосовидных трещин).Стали применяют для изготовления наиболее ответственных деталей турбин и компрессорных машин.
Сталь 38ХН3МФА имеет σв=1200 МПа, σ0,2=1100 МПа, δ=12%, ψ=45 %.
Таблица 3.1
Применение улучшаемых сталей
№№ п/п | Марка стали. | Назначение |
40Х | Детали, работающие при средних скоростях и удельных давлениях: шестерни, валы, шпиндели, червяки, роторы гидронасосов, рейки, кольца, втулки и другие детали. | |
30ХГС | Ответственные детали средних размеров, работающие в условиях износа: рычаги, толкатели, силовые сварные конструкции, валы, детали рулевого управления и другие детали. | |
40ХН | Ответственные детали, работающие при повышенных динамических нагрузках: валы, шпиндели, коленчатые валы, шестерни, болты, роторы, цилиндры и другие детали. | |
40ХН2МА 38ХН3МФА | Наиболее ответственные крупные детали: валы, роторы турбин, детали крупных редукторов, тяжелонагруженные детали компрессорных машин и насосов, цилиндры, червяки и другие детали. |
3.2 Цементуемые машиностроительные стали.
Цементуемые стали содержат 0.1- 0.25 % С и имеют невысокое (< 10%)
легирование Cr, Mn, Mo,Ni, V. Легирование обеспечивает высокую твердость поверхностного закаленного слоя HRc = 60 и достаточную прочность сердцевины σb= 1000МПа. Детали подвергаются цементации (насыщению поверхностного слоя углеродом), закалке и низкому отпуску. Цементуемые стали предназначены для деталей машин и приборов, работающих на износ и испытывающих переменные и ударные нагрузки (зубчатые колеса, кулачки и.т.д.)
В зависимости от легирования низкоуглеродистые цементуемые стали делятся на 6 групп:
1. Хромистые стали 15Х, 20Х предназначены для изготовления небольших изделий простой формы, цементируемых на глубину 1,0-1,5 мм. Хромистые стали по сравнению с углеродистыми обладают более высокими прочностными свойствами при некоторой меньшей пластичности в сердцевине и лучшей прочности в цементируемом слое. Стали чувствительны к перегреву, прокаливаемость их невелика.
Сталь 20Х имеет: σb =800МПа, σ0,2=650МПа, δ=11%, ψ=40%.
2.Хромованадиевые стали. Легирование хромистой стали ванадием (0,1-0,2%) улучшает механические свойства (сталь 20ХФ). Хромованадиевые стали менее склонны к перегреву и применяются для изготовления сравнительно небольших деталей ответственного назначения.
3. Хромоникелевые стали применяются для крупных деталей ответственного назначения, испытывающих при эксплуатации значительные динамические нагрузки. Сталь отличается повышенной прочностью, пластичностью и вязкостью сердцевины и высокой твёрдостью цементованного слоя. Хромоникелевые стали мало чувствительны к перегреву при длительной цементации и не склонны к перенасыщению поверхностных слоёв углеродом.
Сталь12Х2Н4А имеет: σb =1150МПа, σ0,2=950МПа, δ=10%, ψ=50%.
4. Хромомарганцевые стали применяют во многих случаях вместо дорогих хромоникелевых. Однако они менее устойчивы к перегреву и имеют меньшую вязкость по сравнению с хромоникелевыми.
В автомобильной и тракторной промышленности с танкостроении применяют стали 18ХГТ и 25ХГТ.
Сталь 25ХГМ имеет: σb =1200МПа, σ0,2=1100МПа, δ=10%, ψ=45%.
5. Хромомарганцевоникелевые стали. Повышение прокаливаемости и прочности хромоарганцевых сталей достигается дополнительным легированием их никелем.
На ВАЗе широко применяются стали 20ХГНМ, 19ХГН и 14ХГН.
После цементации эти стали имеют высокие механические свойства.
Сталь 15ХГН2ТА имеет: σb =950 МПа, σ0,2=750 МПа, δ=11%, ψ=55%.
6. Стали легированные бором. Бор увеличивает прокаливаемость стали, делает сталь нечувствительной к перегреву.
В промыленности для деталей, работающих в условиях износа при трении, применяется сталь 20ХГР, а также сталь 20ХГНР.
Сталь 20ХГНР имеет: σb =1300МПа, σ0,2=1200МПа, δ=10%, ψ=09%.
К недостаткам среднелегированных сталей, содержаших 3-4% никеля (например,12Х2Н4А ) относится высокая стоимость и более сложный цикл химико-термической обработки. Чтобы обеспечить высокую поверхностную твёрдость, стали необходимо подвергать обработке холодом, которая вызывает превращение остаточного аустенита в мартенсит (после закалки в сталях сохраняется большое количество, в некоторых случаях до60%, остаточного аустенита, что объясняется смещением точки \Мк ниже 0º С).
Таблица 3.2
Применение некоторых цементируемых сталей
20Х, 20ХФ | Небольшие детали, работающие при малых и средних нагрузках: шестерни, шатуны, шпиндели, втулки и другие детали. | |
12Х2Н4А | Крупные детали ответственного назначения, испытывающие значительные нагрузки: валы турбин, роторы, шестерни, червяки и т. д. | |
25ХГМ | Ответственные детали в крупносерийном и массовом производстве: зубчатые колеса автомобилей, коленчатые валы, шатуны, пальцы и т.д. | |
15Х2НЧТА | Крупные детали особо ответственного назначения: зубчатые колеса авиадвигателей, судовых редукторов, коленчатые валы, шестерни, шатуны, муфты и т. д. |
Высокопрочные стали
К высокопрочным сталям, нашедшим применение в машиностроении, относятся мартенситостареющие и ТРИП-стали.
Мартенситостареющие стали – безуглеродистые (C<0,03%С) сплавы железа с 8-25% Ni, легированные Co, Cr, Ti, Al, Mo и другими элементами. Применение мартенситостареющих сталей обеспечивает высокую конструктивную прочность изделий в широком диапазоне температур (от криогенных до 5000С) при высокой технологичности. Мартенситостареющие стали обладают неограниченной прокаливаемостью, хорошо свариваются, легко деформируются и обрабатываются резанием. Имеют наивысший среди сталей предел упругости (σу=1600 МПа) и высокий предел прочности (σb =240 МПа) при достаточно высокой вязкости (αн=2 МДж/м2), низкий порог хладноломкости. Большой недостаток мартенситостареющих сталей – высокая стоимость, поэтому применяется сталь для наиболее ответственных деталей в авиации, ракетной технике и т.д.
Широкое применение в технике получила мертенситостареющая сталь Н18К9М5Т (С=0,03%, N=18%, Co=9%, Mo=5%, Ti=0,6%), имеющая после закалки и старения: σB =2100 МПа, σ0,2=1900 МПа, δ=8%, ψ=50%, αн=0,5 МДж/м2.
В машиностроении применяются и менее легированные мартенситостареющие стали с кобальтом Н12К8М3Г2 и без него Н10Х11М2Т (σb =1500 МПа, αм=0,5 МДж/м2).
Метастабильные высокопрочные аустенитные стали с высокой пластичностью называют ТРП-сталями или ПНП-сталями. Эти стали содержат 8-14% Cr, 8-32%Ni, 0,5-2,5%Mn, 2-6% Mo, до 2% Si (30Х9Н8М4Г2С2 и 25Н25М4Г1).
Механические свойства ПНП-сталей: σb =1500÷1700 МПа, σ0,2=1400÷1550 МПа, δ=50÷60%. Характерным для этой группы сталей является высокое значение вязкости разрушения и предела выносливости.
Широкому применению ПНП-сталей препятствует их высокая легированность, необходимость использования мощного оборудования для деформации при сравнительно низких температурах, трудность сварки. Эти стали используют для изготовления высоконагруженных, ответственных деталей, проволоки, тросов, крепежных деталей и др.