Расчет и выбор полей допусков для деталей сопрягаемых с подшипниками качения
Исходные данные
1. Номер подшипника качения __.
2. Значение радиальной нагрузки на опоре подшипника, R = _______Н.
3. Вращается ________________ вал (или корпус).
Последовательность выполнения
2.1. Найти конструктивные размеры заданного подшипника качения. (Приложение 6)
2.2. Рассчитать и выбрать посадки подшипника на вал и в корпус.
2.3. Для соединений «корпус-подшипник» и «подшипник-вал» построить схемы полей допусков.
2.4. Вычертить эскизы подшипникового узла и деталей, сопрягаемых с подшипником, указав на них посадки соединений, размеры и поля допусков деталей.
Методические указания по выполнению
2.1.По приложению 6 выбрать конструктивные размеры заданного подшипника (Dm, dm, BK, r).
2.2. Посадки колец подшипников назначают во виду нагружения колец. В заданиях для курсовой работы дается два вида нагружения: циркуляционный, когда кольцо вращается, и местный для неподвижного кольца. Посадка для кольца, имеющего циркуляционный вид нагружения, выбирается по величине интенсивности радиальной нагрузки PR, кH/м:
, [кН/м] (2.1)
где R — расчетная радиальная реакция опоры, Н;
Вр — рабочая ширина подшипника, мм, Вр= (Вк—2r)n;
r — радиус закругления фаски кольца подшипника, мм;
п — количество подшипников или число рядов тел качения;
k1 — динамический коэффициент посадки, изменяющийся от 1 при нагрузке с умеренными толчками (перегрузка до 150%) до 1,8 при перегрузке до 300%;
k2 — коэффициент, учитывающий ослабление посадочного натяга, при полом вале и тонкостенном корпусе, изменяется от 1 до 3 для вала и от 1 до 1,8 для корпуса;
k3 — коэффициент, учитывающий неравномерность, распределения радиальной нагрузки:
k3 = 1 при массивном вале; k3 =1 при отсутствии осевой нагрузки (см. § 61 [1]).
Определив для циркуляционно нагруженного кольца значение интенсивности радиальной нагрузки, по таблице 2.1 выбирают поле допуска соответственно для вала или отверстия в корпусе, сопрягаемого с этим кольцом.
Посадку под кольцо, имеющее местный вид нагружения, выбирают из таблицы 2.2.
Таблица 2.1_Допустимые значения интенсивности нагрузки
Номинальный посадочный размер внутреннего кольца подшипника на вал, мм | РR, кН/м, при поле допуска вала | Номинальный посадочный размер наружного кольца подшипника в корпус, мм | РR, кН/м, при поле допуска отверстия | ||||||
js6 | k6 | m6 | n6 | К7 | М7 | N7 | P7 | ||
Свыше 18 до 80 | до 300 | 300-1400 | 1400-1600 | 1600-3000 | Свыше 50 до 180 | до 800 | 800-1000 | 1000-1300 | 1300-2500 |
Свыше 80 до 180 | до 600 | 600-2000 | 2000-2500 | 2500-4000 | Свыше 180 до 360 | до 1000 | 1000-1500 | 1500-2000 | 2000-3300 |
Таблица 2.2_Рекомендуемые посадки для местно-нагруженных колец подшипников
Размеры посадочных диаметров, мм | Поля допусков сопрягаемой с подшипником детали | |||
свыше | до | вал | Стальной или чугунный корпус | |
неразъемный | разъемный | |||
Нагрузка спокойная или с умеренными толчками и вибрацией | ||||
- | h6 | H7 | H7, H8 | |
h6, g6 | G7 | |||
Нагрузка с ударами и вибрацией | ||||
- | h6 | Js7 | Js9 | |
H7 |
2.3. Пример построения схем полей допусков приведен на рисунке 2.1. Отклонения колец подшипников определяют по приложению 4.
Рисунок 2.1_Схемы полей допусков соединений: а) «внутреннее кольцо – вал», б) отверстие в «корпусе – наружное кольцо».
2.4. Пример схемы эскизов отверстия в корпусе вала и соединения подшипникового узла для рассматриваемого примера, приведенного ниже, со всеми требуемыми обозначениями представлен на рисунке 2.1.
Рисунок 2.2_Эскиз вала, отверстия в корпусе и подшипникового узла
Пример.Номер подшипника 314, вращается вал, радиальная нагрузка R = 7,5 кН.
2.1. По приложению 6 выбираем Dm = 150, dm = 70; Вк = 35; r = 3,5.
2.2. Выбираем k1 = 1,2; k2 = 1; k3 = 2:
кН/м.
По таблице 2.1 для PR = 327,4 и dm = 70 мм выбираем поле допуска вала – k6. Поле допуска внутреннего кольца принимаем L0 (нулевой класс точности). Посадка «внутреннее кольцо-вал» - Ø100L0/k6. По таблице 2.2 выбираем поле допуска корпуса подшипника для Dm = 150 мм – G7. Поле допуска наружного кольца – l0. Посадка «корпус – наружное кольцо подшипника» - Ø150G7/l0.
2.3. Строят схему полей допусков (рисунок 2.1).
2.4. Вычерчивают эскизы вала, отверстия в корпусе и подшипникового узла, посадки и поля допусков (рисунок 2.2).
ЗАДАНИЕ 3.