Пластинчатые пружины и листовые рессоры
Пластинчатые пружины также изготавливают из высокоуглеродистых легированных сталей. Заготовкой служит холоднокатаная или горячекатаная полоса. Отечественные металлургические заводы выпускают шесть типов полосы по виду сечения для изготовления пластинчатых пружин и рессор. На рисунке показана обычная пластинчатая пружина с одним защемлённым концом.
Максимальное напряжение в сечении пружины от воздействия силы Р составит . Отсюда максимально допустимая нагрузка . Деформация пружины от воздействия силы Р3 составит , где Е – модуль упругости материала пружины. Допускаемые напряжения изгиба в зависимости от марки материала принимаются 65-130 МПа. При выбранной толщине ленты, её ширина определится из выражения .
Листовые рессоры набираются из комплекта (6-15 шт.) листовых пластинчатых пружин разной длины и используются главным образом как упругий элемент подвески различного рода транспортных машин (автомобилей, прицепов, железнодорожного подвижного состава). Относительно простая технология изготовления, удобство крепления, возможность передачи через рессору как вертикальных, так и горизонтальных нагрузок, наличие трения между листами, способствующего затуханию колебаний, - это те свойства листовых рессор, которые определили широкое их применение в качестве упругого элемента подвески.
|
Для обеспечения плотного контакта между листами и некоторой разгрузки длинных листов (поломка которых более опасна чем коротких), короткие листы выполняют большей начальной кривизной чем длинные. Рессоры преимущественно изготавливают из кремнистых сталей (в частности 60С2А), кремнийникелевых, а также хромомарганцовистых. Усталостная прочность рессор может быть повышена предварительной дробеструйной обработкой листов перед гибкой и закалкой. Допускаемые напряжения на изгиб принимают в пределах 400-600 МПа.
Расчет нагрузочной способности рессор и определений перемещений выполняют по методике как для пластинчатых пружин, но применительно к конкретной конструкции рессоры в зависимости от длины листов, их количества и способа крепления самой рессоры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров М.П.Подъёмно-транспортные машины.- М.: Высш. школа, 1985.
2. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3 т. Изд. 7-е., - М.: Машиностроение, 2003.
3. Готовцев А. А., Котенок Н. П. Проектирование цепных передач. – М. : Машиностроение, 1982.
4. Детали машин Расчет и конструирование. Справочник Под ред. Н.С. Ачеркана .
В 2 т, Изд. 3-е. - М.: Машиностроение,1968, (1969).
5. Детали машин. Атлас конструкций. / Под ред. Д.Н. Решетова.- В 2ч. – М.: Машиностроение, 1995.
6. Детали машин и прикладная механика Методические указания по выполнению
лабораторных работ. / Под ред. Ю.Н. Горнова, В.К. Еремеева – Иркутск.: Изд. ИрГТУ. 2001.
7. Димов Ю. В. Метрология Стандартизация и Сертификация. - Иркутск. : Изд. ИрГТУ, 2003.
8. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин. – 8-е изд. – М.: «Академия», 2004.
9. Еремеев В. К., Монин А. Л., Суздальницкий В.И. Схемы установки подшипников качения, подвода смазки и установки уплотнений. – Иркутск: изд. ИрГТУ, 1996.
10. Заблонский К. И. Прикладная механика. 2-е изд. – Киев: Вища школа, 1984.
11. Иванов М. Н. Детали машин. 6-е изд. – М. : Высш. школа, 2003.
12. Курсовое проектирование деталей машин /С. А. Чернавский, И. М. Чернин, Г. М. Ицкович и др. М. : Машиностроение ,1993.
13. Орлов П. И. Основы конструирования. В 2т. – М. : Машиностроение , 1988.
14. Пронин Б. А., Ревков Г. А. Бесступенчатые клиноремённые передачи и фрикционные передачи и вариаторы. – М.: Машиностроение, 1980.
15. Решетов Д.Н. Детали машин. – М.: Машиностроение, 1989.
16. С.И. Тимофеев Детали машин. «Высшее образование» - Ростов н/Д: «Феникс»,2005.
..17. Детали машин Курсовое проектирование Методическое пособие и задания к проектам для студентов дневной и вечерней форм обучения всех технических специальностей/Под ред. В,К, Еремеева и Ю.Н. Горнова – Иркутск, Изд. ИрГТУ, 2006.