Силовой расчет посадки с натягом для зубчатого колеса поз. 11 на вал поз. 3
Рассчитаем посадку с натягом для зубчатого колеса поз. 15 на вал поз. 5 по [3, стр. 222 – 224].
Nрасч = , (1)
где: – крутящий момент по валу;
l = 50 мм – длина зацепления зубчатого колеса;
D = 28 мм – посадочный диаметр зубчатого колеса;
=1,5D +10 мм – диаметр зубчатого колеса; (2)
f = 0,14 – коэффициент сцепления;
С1, С2 – коэффициенты, зависящие от размеров, формы и материалов сопрягаемых деталей;
Е1, Е2 - модули упругости: ; ;
Найдем значение коэффициента С1:
C1 = +m, (3)
где: m - коэффициент Пуассона.
Найдем значение коэффициента С2:
C2 = - m, (4)
где: d1 = 0 – диаметр отверстия в вале.
С2 = 1 – 0,3 = 0,7.
Рассчитаем крутящийся момент на валу:
(5)
где: N– мощность на валу, Вт;
𝜂 – КПД= 0,7;
𝛚–угловая скорость.
(6)
где: n – частота вращения вала, об/мин;
Определим минимальный расчётный натяг:
Учтем поправку на смятие неровностей контактных поверхностей:
, (7)
где: - высота неровностей поверхностей отверстия и вала;
k – коэффициент высоты смятия.
k = 0,3;
Полный минимальный натяг вычисляется с учётом поправки:
(8)
Максимально допустимый натяг:
Nmах расч = Pдоп D , (9)
где: – контактное усилие.
Максимальное допустимое контактное усилие на поверхности зубчатого колеса:
Pдоп вт = 0,58sТ , (10)
- предел текучести материала зубчатого колеса.
Максимальное допустимое контактное усилие на поверхности вала:
Pдоп в = 0,58sТ , (11)
Выбираем меньшее контактное усилие:
(12)
Полный максимальный натяг вычисляется с учётом поправки:
По наибольшему функциональному натягу выбираем посадку по [2, табл. 7–11, стр. 47–79]:
.
3.2.Расчет параметров посадки с натягом:
Определим основные параметры посадки с натягом по [2, табл. 7–11, стр. 47–79]:
= =28 мм;
ES = +21 мкм;
EI = 0 мкм;
es = +61 мкм;
ei = +48мкм;
TD = ES – EI =21– 0 = 21 мкм; (13)
Td = es – ei = 61 – 48 = 13 мкм; (14)
TDd = TD + Td =21 + 13 = 34 мкм; (15)
; (16)
; (17)
; (18)
; (19)
; (20)
. (21)
Рис.15 Схема полей допусков соединения вал поз. 3– зубчатое колесо поз. 11.
Расчет параметров посадки с натягом на втулку поз. 28 с валом поз. 3.
Определим основные параметры посадки с натягом по [2, табл. 11-13, стр. 79-97]:
= =28 мм;
ES = -7 мкм;
EI = -28 мкм;
es = +61 мкм;
ei = +48 мкм;
TD = ES – EI = -7 + 28 = 21 мкм;
Td = es – ei = 61 – 48 = 13 мкм;
TDd = TD + Td =21 + 13 = 34 мкм;
;
;
;
;
;
.
Рис.16 Схема полей допусков соединения вал поз. 3 – втулка поз. 28.
Расчет параметров посадки с зазором
Расчет параметров посадки с зазором на крышку подшипника поз. 21 с корпусом поз. 4.
Определим основные параметры посадки с зазором по [2, табл. 9–14, стр. 66–106]:
= =62 мм;
ES =+90 мкм;
EI = +60 мкм;
es = -60 мкм;
ei = -90 мкм;
TD = ES – EI = 90 - 60 = 30 мкм;
Td = es – ei = -60 + 90 = 30 мкм;
TDd = TD + Td = 30 + 30 = 60 мкм;
;
;
;
;
; (22)
. (23)
Рис.17 Схема полей допусков соединения корпус поз. 4 – крышка поз. 21.
Расчет параметров посадки с зазором на крышку подшипника 16 с корпусом 4.
Определим основные параметры посадки с зазором по [2, табл. 9–14, стр. 66–106]:
= =52 мм;
ES =+104 мкм;
EI = +30 мкм;
es = -30 мкм;
ei = -104 мкм;
TD = ES – EI = 104 - 30 = 74 мкм;
Td = es – ei = -30 + 104 = 74 мкм;
TDd = TD + Td = 74 + 74 = 148 мкм;
;
;
;
;
;
.
Рис.18 Схема полей допусков соединения корпус поз. 4 – крышка поз. 16.
Расчет посадок для колец подшипников качения