Проверка прочности валов
Прочность валов проверим по гипотезе наибольших касательных напряжений.
Быстроходный (ведущий) вал.
Так как быстроходный вал изготовляют вместе с шестерней, то его материал известен – сталь 45, для которой предел выносливости, по формуле,[3, стр.195];
(2.60) |
σВ – предел прочности, МПа. Согласно рекомендациям [3, табл. П3], предел прочности σВ = 820 МПа.
Допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле напряжений, согласно рекомендациям, [3, стр. 195], определяется по формуле;
(2.61) |
σ-1 – предел выносливости,
– коэффициент запаса прочности ( ),[3, стр.195];
Kσ – эффективный коэффициент концентрации напряжений (Kσ = 1,2…2,5),
по [3, стр. 195],
kРИ – коэффициент режима нагрузки при расчете на изгиб (kРИ = 1…1,65) по
[3, стр. 310].
Вычерчиваем схему нагружения вала и строим эпюры изгибающих и крутящих моментов (рис 2.1);
Рис.П.2.1. |
а) определяем реакции опор в вертикальной плоскости zOy от сил Fr и Fα;
(2.62) |
α1 – расстояние по длине оси вала от точки приложения сил, возникающих в зубчатом зацеплении, до точек приложения опорных реакций, которые ориентировочно приняты на уровне внутренних торцов подшипников в точках А и В оси вала,
Fr – радиальная сила, сжимающая зуб,
Fa – осевая сила,
d1 – делительный диаметр шестерни.
Тогда из уравнения (2.62) получаем;
(2.63) | |
(2.64) |
Тогда из уравнения (2.64) получаем;
(2.65) |
б) определяем реакции опор в горизонтальной плоскости xOy от силы Ft;
(2.66) |
a1 – расстояние по длине оси вала от точки приложения сил, возникающих в зубчатом зацеплении, до точек приложения опорных реакций, которые ориентировочно приняты на уровне внутренних торцов подшипников в точках А и В оси вала,
Ft – окружная сила, изгибающая зуб.
Тогда из уравнения (2.66) получаем;
(2.67) |
в) для построения эпюр определяем размер изгибающих моментов в характерных точках (сечениях) А, С и В;
в плоскости yOz;
(2.68) |
в плоскости xOz;
(2.69) |
г) крутящий момент Т = Т1 = 168.2 Нм.
д) выбираем коэффициент масштаба и строим эпюры (рис.2.1).
Вычисляем наибольшие напряжения изгиба и кручения для опасного сечения С. Суммарный изгибающий момент по [3, стр. 311], определяется по формуле;
(2.70) |
где МFrFa и MFt – изгибающие моменты.
Напряжение изгиба, по [3, стр. 311], определяется по формуле;
(2.71) |
МИ – суммарный изгибающий момент,
WX – осевой момент сопротивления круглого сечения вала; ,
df1 – диаметр впадин шестерни.
Допускаемое касательное напряжение на кручение определяется, по
[3, стр. 311];
(2.72) |
Т – крутящий момент,
WР – полярный момент сопротивления круглого сечения вала; ,
df1 – диаметр впадин шестерни.
Согласно рекомендациям [3, стр. 194], определяем эквивалентное напряжение по гипотезе наибольших касательных напряжений;
(2.73) |
σИ – напряжение изгиба,
τК – касательное напряжение на кручение.
(2.74) |
[σи]-1 – допускаемое напряжение.
Тихоходный вал (ведомый вал).
Материал для изготовления тихоходного вала – сталь 35, для которой по
[3,табл. П3] при d < 100 мм предел прочности σВ = 510 МПа.
Предел выносливости, согласно рекомендациям [3, стр.195] определяется по формуле;
(2.75) |
σВ – предел прочности.
Допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле напряжений, согласно рекомендациям [3, стр. 195], определяется по формуле;
(2.76) |
σ-1 – предел выносливости,
– коэффициент запаса прочности ( ),[3, стр.195];
Kσ – эффективный коэффициент концентрации напряжений (Kσ = 1,2…2,5),
по [3, стр. 195],
kРИ – коэффициент режима нагрузки при расчете на изгиб (kРИ = 1…1,65) по
[3, стр. 310].
Вычерчиваем схему нагружения вала и строим эпюры изгибающих и крутящих моментов (рис. 2.2);
а) определяем реакции опор в вертикальной плоскости yOz от сил Fr и Fа;
(2.77) |
α2 – расстояние по длине оси вала от точки приложения сил, возникающих в зубчатом зацеплении, до точек приложения опорных реакций, которые ориентировочно приняты на уровне внутренних торцов подшипников в точках А и В оси вала,
Fr – радиальная сила, сжимающая зуб,
Fa – осевая сила,
d2 – делительный диаметр шестерни.
Тогда из уравнения (2.77) получаем;
(2.78) | |
(2.79) |
Тогда из уравнения (2.79) получаем;
(2.80) |
б) определяем реакции опор в горизонтальной плоскости xOy от силы Ft;
(2.81) |
a2 – расстояние по длине оси вала от точки приложения сил, возникающих в зубчатом зацеплении, до точек приложения опорных реакций, принятые на уровне внутренних торцов подшипников в точках А и В оси вала,
Ft – окружная сила, изгибающая зуб.
Рис.П.2.2. |
Тогда из уравнения (2.81) получаем;
(2.82) |
в) для построения эпюр определяем размер изгибающих моментов в характерных точках (сечениях) А, С и В;
в плоскости yOz;
(2.83) |
в плоскости xOz;
(2.84) |
г) крутящий момент Т = Т2 = 168.2 Н∙м;
д) выбираем коэффициент масштаба и строим эпюры (рис.2.2.).
Вычисляем наибольшие напряжения изгиба и кручения для опасного сечения С. Суммарный изгибающий момент по [3, стр. 312], определяется по формуле;
(2.85) |
МFrFa и MFt – изгибающие моменты.
Напряжение изгиба, по [3, стр. 312], определяется по формуле;
(2.86) |
МИ – суммарный изгибающий момент,
WX – осевой момент сопротивления круглого сечения вала; ,
– диаметр вала под посадку ступицы зубчатого колеса. Диаметр вала в опасном сечении d2''' = 46 мм, ослаблен шпоночной канавкой. Поэтому в расчет вводим значение d, меньшее на 8…10% d2'''. Принимаем расчетный диаметр вала в опасном сечении d = 42 мм.
Допускаемое касательное напряжение на кручение определяется, по
[3, стр. 312];
(2.87) |
Т – крутящий момент,
WР – полярный момент сопротивления круглого сечения вала; ,
d – расчетный диаметр вала в сечении С.
Согласно рекомендациям [3, стр. 194], определяем эквивалентное напряжение по гипотезе наибольших касательных напряжений;
(2.88) |
σИ – напряжение изгиба,
τК – касательное напряжение на кручение.
(2.89) |
[σи]-1 – допускаемое напряжение.
При полученных невысоких значениях расчетных напряжений, валы имеют высокие значения коэффициентов запаса прочности, а поэтому проверку их жесткости можно не выполнять.