Мальтийский механизм (крест)
Мальтийские кресты широко применяются в машинных автоматах. Они относятся к механизмам прерывистого действия и предназначены для преобразования равномерного вращения ведущего звена в периодические с остановками ведомого звена, работают плавно без ударов (в отличие от храповых механизмов).
Наиболее распространенные мальтийские механизмы с внешним зацеплением (рис. 1.17). Такой механизм состоит из ведущего кривошипа 7, ролика 2 на его конце, мальтийского креста 3. При вращении кривошипа 1 ролик 2 входит в паз 4 мальтийского креста 3 и возвращает его на заданный угол. После выхода ролика 2 из паза 4 угловое положение мальтийского креста фиксируется цилиндрической поверхностью диска.
Мальтийские механизмы проектируются с числом пазов мальтийского креста, равным 3 + 12. Расчеты храповых механизмов на прочность проводятся в зависимости от вращающего момента на вале храпового колеса.
Рис. 1.17. Мальтийский механизм: 1 — ведущий кривошип;
2 — ролик; 3 - мальтийский крест; 4 - паз мальтийского креста
Ответы на вопросы
1.1. Машина-орудие воспринимает энергию, которая затрачивается на преодоление внешних сил, непосредственно связанных с процессом производства, а машина-двигатель превращает энергию и передает ее через передаточный механизм (например, редуктор) машине-орудию. На рис. 1.2 передача — поз. 3—4—6.
1.2. На рис. 1.2 показана передача зацеплением, с гибкой связью и параллельными валами.
1.4. Рис. 1.18.
Рис. 1.18. Трехступенчатая передача
1.5. и =D2/D1 = ω1/ω2 (это без учета скольжения).
1.6. Если известна мощность Р и угловая скорость со, то вращающий
момент Т = Р/ω Н • м. Отсюда на ведущем валу , на ведомом ,
т. е. P1=T1ω1, P2=T2ω2.
Подставив значения Pt и Р2 вформулу для определения КПД, получим
T2ω2=T1ω1η,
откуда
.
Передачи вращательного движения служат не только для преобразования скоростей и передачи энергии, но и для преобразования моментов Т2=Т1uη.
Если известны вращающие моменты, то передаточное число .
Глава 2
ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Общие сведения
2.1. Фрикционная передача — механическая передача, служащая для передачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движения в поступательное) между валами с помощью сил трения, возникающих между катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и прижимаемыми один к другому.
Фрикционные передачи состоят из двух катков (рис. 2.1): ведущего 1 и ведомого 2, которые прижимаются один к другому силой Fr (на рисунке — пружиной), так что сила трения Ту в месте контакта катков достаточна для передаваемой окружной силы Ft.
Рис. 2.1. Цилиндрическая фрикционная передача:
1 — ведущий каток; 2 — ведомый каток
Условие работоспособности передачи:
Ff≥Ft (2.1)
Нарушение условия (2.1) приводит к буксованию. Один каток к другому может быть прижат:
• предварительно затянутыми пружинами (в передачах, предназначен
ных для работы при небольших нагрузках);
• гидроцилиндрами (при передаче больших нагрузок);
• собственной массой машины или узла;
• через систему рычагов с помощью перечисленных выше средств;
• центробежной силой (в случае сложного движения катков в планетарных системах).