Примеры расчёта чисел зубьев
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.9.1
Рассчитать число зубьев для варианта , знаменатель ряда равен .
По графику частот вращения шпинделя (рис.1.а) определяем все передаточные отношения и наносим их на график чисел оборотов (рис.1.б)
Передаточные отношения передач первой и второй групп:
Подставляя знаменатель ряда в полученные выражения, представляем передаточные отношения в виде обыкновенных дробей:
Убеждаемся. что найденная нами величина передаточного отношения лежит в пределах , если значение выхолит за границы данного интервала, то график частот вращения необходимо откорректировать.
После определения всех передаточных отношений зубчатых передач, переходим к расчёту чисел зубьев колёс методом наименьшего общего кратного.
Для этого, как описано в п.3.4, по формуле (3.12) записываем суммы:
Наименьшее общее кратное:
Проверяем, чтобы , в противном случае необходимо уменьшить число всех зубьев, путём деления их на одинаковое число. При этом получаются дробные значения чисел зубьев, и их требуется округлить.
Найдя наименьшее общее кратное , подставляем его в уравнение (3.11)
Вычисляем числа зубьев:
Полученные значения чисел зубьев оказались меньше допустимого , поэтому, их необходимо увеличить в несколько раз. Помножим каждое из чисел зубьев первой группы на 3, а второй на 10, тогда получим:
Если число зубьев мало , то зубчатое колесо выполняют вместе с валом (вал-шестерня).
В итоге получились конечные числа зубьев зубчатых прямозубых колёс, которые для привода главного движения удовлетворяют условию минимального числа зубьев зубчатых колёс , а их передаточное отношение лежит в допустимых пределах .
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.9.2
Рассчитать число зубьев для варианта , знаменатель ряда равен .
По графику частот вращения шпинделя (рис.2.а) определяем все передаточные отношения и наносим их на график чисел оборотов (рис.2.б). Передаточные отношения передач первой, второй и третей групп:
Так как, знаменатель ряда в нашем случае равен , то подставляя его в полученные выражения, представляем передаточные отношения в виде обыкновенных дробей, имеем:
Убеждаемся, что найденная нами величина передаточного отношения лежит в пределах , если значение выходит за границы данного интервала, то график частот вращения необходимо откорректировать.
После определения всех передаточных отношений зубчатых передач, переходим к расчёту чисел зубьев колёс методом наименьшего общего кратного.
Для этого, как описано в п.3.4, по формуле (3.12) находим суммы:
Наименьшее общее кратное:
Проверяем, чтобы , в противном случае необходимо уменьшить число всех зубьев, путём деления их на одинаковое число. При этом получаются дробные значения чисел зубьев, и их требуется округлить.
Найдя наименьшее общее кратное , подставляем его в уравнение (3.11) Вычисляем числа зубьев:
Полученные значения чисел зубьев оказались меньше допустимого , поэтому, их необходимо увеличить в несколько раз. Помножим каждое из чисел зубьев первой группы на 3, второй на 10 и третей на 9, тогда получим:
Полученные значения чисел зубьев удовлетворяют условию минимального числа зубьев зубчатых прямозубых колёс привода главного движения и являются конечным результатом расчёта чисел зубьев.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.9.3
Рассчитать число зубьев для варианта с многоскоростным электродвигателем , знаменатель ряда равен (т.к. 1,263=2).
По графику частот вращения шпинделя (рис.3.а) определяем все передаточные отношения и наносим их на график чисел оборотов (рис.3.б)
Передаточные отношения передач первой и второй групп:
Подставляя в полученные выражения, представляем передаточные отношения в виде обыкновенных дробей, имеем:
Убеждаемся, что найденная нами величина передаточного отношения лежит в пределах , если значение выходит за границы данного интервала, то график частот вращения необходимо откорректировать.
После определения всех передаточных отношений зубчатых передач, переходим к расчёту чисел зубьев колёс методом наименьшего общего кратного.
Для этого, как описано в п.3.4, по формуле (3.12) записываем суммы:
Наименьшее общее кратное:
Проверяем, чтобы , в противном случае необходимо уменьшить число всех зубьев, путём деления их на одинаковое число. При этом получаются дробные значения чисел зубьев, и их требуется округлить.
Найдя наименьшее общее кратное , подставляем его в уравнение (3.11)
Вычисляем предварительные числа зубьев:
Полученные значения чисел зубьев первой группы, оказались меньше допустимого , поэтому, их необходимо увеличить в несколько раз. Помножим каждое из чисел зубьев первой группы на 3, тогда получим:
В итоге получились конечные числа зубьев зубчатых прямозубых колёс, которые для привода главного движения удовлетворяют условию минимального числа зубьев зубчатых колёс , а их передаточное отношение лежит в допустимых пределах .
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проектировочный расчет модуля зубчатых колес
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1
Параметр, учитывающий отношение ширины зубчатого венца к диаметру
Ориентировочно, при консольном расположении колеса относительно опор ybd = (0,3-0,4)/(0,2-0,25); при несимметричном расположении относительно опор ybd = (0,6 -1.2)/(0,3-0,6), при симметричном –ybd = (0,8-1.4)/(*0,4-0,9); В числителе - при НВ ≤ 350; взнаменателе-при НВ≥350. Подробнее см .(9 стр.266)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.2
Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца - KFb [3 с. 596]
Рис 4. График для определения ориентировочных значений коэффициента KFb;
где: кривые 1-7 соответствуют передачам,указанным на верхней схеме;
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.3
Графики для определения – коэффициента, учитывающего форму зуба
– коэффициент, учитывающий форму зуба, определяется в зависимости от эквивалентного числа зубьев, величины смещения исходного контура и формы зуба, см. [3, с.588], определяется по рисунку:
Рис 5. Графики для определения – коэффициента, учитывающего форму зуба
Где: Х- коэффициент смещения исходного контура ( приближенно принимают Х=0)
– эквивалентное число зубьев,
– угол наклона зубев, – число зубьев шестерни
м/с – окружная скорость
z1 – число зубьев шестерни, т. е. наименьшего колеса в руппе;
– эквивалентное число зубьев;
– угол наклона зубев (для прямозубых колес =0), – число зубьев шестерни;
Например, при 30 и Х=0 коэффициент, учитывающий форму зуба =3.8
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.4
– коэффициент долговечности
При определенеии полученное значение должно быть меньше , при , при . В противном случае следует принимать . Если окажется, что , то . (9стр.282). Где -для зубчатых колес с твердостью поверхности зубьев НВ ≤ 350, для зубчатых колес, закаленных при нагреве т.в.ч. с обрывом закаленного слоя у переходной поверхности, и зубчатых колес со шлифованной переходной поверхностью вне зависимости от твердости и термообработки их зубьев; - для зубчатых колес с нешлифованной поверхностью при ее твердости НВ≥350 .
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Габаритные размеры подшипников лёгкой серии.
Обозначение подшипников | d | D | B | r | Шарики | Масса, кг | С,Н | С0,Н | n пред* 10-3мин-1 | ||||
DW | z | ||||||||||||
Легкая серия диаметров 2, укая серия ширин 0 | |||||||||||||
0.3 | 1.59 | 0.0016 | |||||||||||
0.4 | 2.38 | 0.003 | |||||||||||
0.5 | 3.18 | 0.003 | |||||||||||
0.5 | 3.97 | 0.008 | |||||||||||
0.5 | 3.97 | 0.013 | |||||||||||
1.0 | 4.76 | 0.019 | |||||||||||
1.0 | 5.95 | 0.030 | |||||||||||
1.0 | 5.56 | 0.037 | |||||||||||
1.0 | 5.95 | 0.045 | |||||||||||
1.0 | 7.14 | 0.060 | |||||||||||
1.5 | 7.94 | 0.10 | |||||||||||
1.5 | 7.94 | 0.12 | |||||||||||
1.5 | 9.53 | 0.20 | |||||||||||
2.0 | 11.11 | 0.29 | |||||||||||
2.0 | 12.7 | 0.36 | |||||||||||
2.0 | 12.7 | 0.41 | |||||||||||
2.0 | 12.7 | 0.47 | 7.3 | ||||||||||
2.5 | 14.29 | 0.60 | 6.6 | ||||||||||
2.5 | 15.88 | 0.80 | 6.5 | ||||||||||
2.5 | 16.67 | 0.98 | 5.4 | ||||||||||
2.5 | 17.46 | 1.08 | 5.3 | ||||||||||
2.5 | 17.46 | 1.18 | 4.5 | ||||||||||
3.0 | 19.05 | 1.40 | 4.6 | ||||||||||
3.0 | 19.84 | 1.80 | 4.3 | ||||||||||
3.0 | 2.23 | 2.2 | 3.3 | ||||||||||
3.5 | 25.4 | 3.2 | 3.4 | ||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Пример расчета вала
Пример расчёта вала по справочнику Анурьева [3, c.27-29].
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица №4
Основные технические характеристики электродвигателей.
Таблица №5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6