Расчет валов редуктора
4.1 Выбор материала валов
Для всех валов редуктора при малых и средних нагрузках выбирают относительно мягкие углеродистые стали с твердостью 180…240 НВ.
Марка стали | Твердосать НВ, не ниже | В | Т | Т | -1 | -1 | σ | τ |
МПа | ||||||||
Где σВ – предел прочности; σТ, τТ - пределы текучести; σ-1, τ-1 – пределы выносливости при изгибе и кручении; ψσ, ψτ – коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла нагружения.
4.2 Расчет валов
Ориентировочный расчет вала проводится только на кручение по пониженным допускаемым напряжениям, так как известен только крутящий момент Т, передаваемый валом.
Ведущий вал.
;
мм;
округляем до dk1=35 мм;
Диаметры остальных участков вала находят последовательным изменением предыдущего участка на 2…5 мм.
мм
мм
мм
Ведомый вал.
Диаметр выходного конца вала:
,
мм
округляем до dk2 =55 мм
мм
мм
мм
dk – диаметр входного (выходного) конца вала;
dп – диаметр вала под подшипник;
dз.к – диаметр вала под зубчатое колесо;
dб – диаметр буртика.
4.3 Эскизная компоновка редуктора
Вычерчиваем в зацеплении шестерню и зубчатое колесо. Принимаем зазор от торца шестерни до внутренней стенки редуктора X=0мм, т.к. окружная скорость колес V= 0,82 м/с < 2,5 м/с, то предусматриваем расстояние от внутренней стенки редуктора до торца подшипника расстояние у= (6…10)мм для размещения мазеудерживающих колец. В качестве опор валов намечаем радиальные шарикоподшипники, которые выбираем по диаметру вала под подшипником.
Ведущий вал.
=40 мм.
Принимаем подшипник 50208 с размерами мм.
Ведомый вал.
мм.
Принимаем подшипник 212 с размерами мм.
Замером определяем расстояние на ведомом валу:
мм.
Определяем расстояние от середины опоры ведущего вала, до середины шкива клиноременной передачи:
;
Примем мм.
4.4 Проверочный расчет вала на статическую прочность
Ведомый вал
Составляем расчетную схему вала. Изображаем схему нагружения вала в плоскости XZ.
Реакции опор
;
H.
Определяем изгибающие моменты по нагруженным участкам вала в вертикальной плоскости XZ:
при z1 = 0 Нм
при z1 = Нм.
Строим эпюру . Изображаем схему нагружения вала в плоскости YZ.
Определяем реакцию опор:
;
H.
Определяем изгибающие моменты, действующие в плоскости YZ:
при z1 = 0 Нм
при z1 = Нм.
Определяем величины суммарных изгибающих моментов в сечение вала по формуле:
;
;
Hм;
Эквивалентный момент в этом сечении равен:
,
Нм
4.5 Уточненный расчет ведомого вала на усталостную прочность.
Расчет проводим со всеми необходимыми в общей методике расчета вала
Коэффициент запаса прочности находится по формуле:
;
где [n]- рекомендуемый коэффициент запаса прочности, [n]=1,5…3;
nσ и nτ – коэффициенты запаса прочности, соответственно, по нормальным и касательным напряжениям.
,
,
здесь (поверхностное упрочнение не предусматриваем);
σТ и τТ – средние значения нормальных и касательных напряжений;
σа и τа – амплитудные значения нормальных и касательных напряжений.
,
,
Wx – момент сопротивления при изгибе;
Wρ – полярный момент сопротивления.
Так как опасное сечение находится под зубчатым колесом, то моменты сопротивления при изгибе и кручении
,
,
где b = и t1– размеры шпоночного паза
Моменты инерции
мм3
мм3
Напряжения при изгибе и кручении
Нормальное напряжение: МПа;
σТ = 0 МПа (т.к. цикл нагружения симметричен).
Касательное напряжения: МПа
Концентраторами напряжений в этом случае являются шпоночный паз и посадка. Для шпоночного паза принимаем
Кσ = 1,75; Кτ = 1,5; Εσ = 0,88; Ετ = 0,81,
тогда
;
;
Для посадки отношение ;
Общий коэффициент запаса прочности
Условие прочности выполняется, так как 5,25 > [n].
Так как опасное сечение под зубчатым колесом, то прочность обеспечена.