Успеваемость и воспитание личных качеств

Всякий особый случай связан с известной опасностью для благополучия экипажа и целости самолета. Поэтому каждый пилот переживает в той или иной степени чувство беспокойства или даже боязни за исход такого события, и в конечном итоге успех или неуспех вынужденной посадки решается тем, что сильнее проявится — беспокойство, боязнь, парализующие волевые качества, или же рассудок и воля, позволяющие подавить чувство боязни.

Одни инструкторы по опыту, а другие из литературы знают, что в боевой обстановке, создающей самые сильные испытания душевным качествам, многие, первоначально поддававшиеся чувству страха, потом до конца проявляли бесстрашие. Поэтому вполне возможно в летном обучении, которое во много раз менее опасно, чем боевая работа, научить и воспитать каждого курсанта так, что он сумеет проявить мужество и присутствие духа во всяком особом случае.

Остается добавить, что совершенно неправильно думать, что для воспитания волевых качеств нужно много времени, исчисляемого годами. Практика опровергает этот взгляд: очень часто влияние окружающей общественной среды, хорошие традиции, целенаправленное воздействие инструктора решают такие задачи в месяцы и даже недели.

Техническое воспитание курсантов

Отказ мотора, недостаток горючего и другие технические причины особых случаев происходят в результате небрежной подготовки к полету или неправильной эксплуатации техники. В полете техника эксплуатируется лично пилотом или под его руководством и сталкиваться с последствиями небрежной подготовки к полету приходится в первую очередь также пилоту. Естественно, что летному составу, как наиболее заинтересованному, принадлежит общее руководство всей технической службой и работой.

Летный состав должен проявлять требовательность к качеству работы самолета, мотора, приборов и оборудования и возглавлять профилактическую работу по предупреждению особых случаев. Привитие навыков такой работы предусмотрено программой в курсах учебной подготовки.

Курсант учится не только работать на самолете под руководством механика, а и контролировать его работу. Для этого введен ежедневный осмотр курсантами самолета на красной черте перед полетами и на старте во время полетов. Такую же цель преследует доклад механика курсанту перед полетом о готовности самолета к полету.

Инструктор должен следить, чтобы курсанты приобрели в этих элементах обучения административные навыки: умение проверить работу механика, принять доклад, дать указание и т. п., чтобы по окончании курса молодой пилот не чувствовал себя зависимым от экипажа, а был его требовательным командиром и умел поддерживать, а где нужно и организовывать должный уход за самолетом.

Для того, чтобы требовать, надо самому уметь все делать на самолете. Возглавить профилактическую работу по предотвращению особых случаев можно, если уметь самому предупреждать отказы и неисправности техники, а это достигается только хорошими знаниями, умением, высокой дисциплиной и аккуратностью. Инструктор должен добиваться, чтобы аккуратность стала свойством натуры каждого курсанта и проявлялась везде: в полете, в подготовке к полету, в уходе за техникой, в эксплуатации ее, в каждом действии на земле и, наконец, в быту. Нужно порицать и преследовать малейшую неряшливость и неаккуратность, где бы и в чем бы она ни проявлялась.

Техническое обучение

В деле обучения курсантов правилам эксплуатации ухода и сбережения техники инструктор должен на протяжении всей учебы направлять и контролировать участие курсантов во всех работах технического состава, а в полетах следить за грамотной эксплуатацией техники. Некоторые, недостаточно опытные инструкторы не обращают внимания на то, как курсанты приобретают навыки в работе с техникой, передоверяя это дело не всегда педагогически подготовленному механику, а подчас, незаметно для себя, и отстраняют курсантов от этой работы. Например, вместо того, чтобы при каждом удобном случае поручать курсантам запускать мотор, останавливать его и проделывать все процедуры, связанные с этими действиями, такие инструкторы выполняют все сами, особенно, если мотор капризничает или выполняются какие-либо ответственные действия, например, проводится проверка на земле подъема и выпуска шасси или испытания какого-нибудь сложного агрегата и т. п. Между тем инструктор должен стремиться поручать все делать самим курсантам, при этом зорко следить за каждым их действием, предупреждая ошибки, которые могли бы принести ущерб материальной части, и допуская другие ошибки, на которых курсанты могли бы учиться и приобретать опыт.

Нужно добиваться, чтобы курсанты возможно чаще практиковались в различных работах, так как никакое умение не будет достаточным, если не закреплять его повторениями. Если инструктор видит, что курсант делает что-то неверно или неуверенно, нужно установить, почему курсант ошибается или колеблется: может быть он не научился еще выполнять это дело сноровисто и без ошибок или же не знает и не понимает, почему и как надо делать. Практика показывает, что у курсантов-пилотов, работавших прежде авиатехниками, особых случаев в самостоятельных полетах бывает меньше и они значительно лучше справляются в сложной обстановке, чем люди, не работавшие с авиационной техникой.

Неполадки в работе материальной части иногда устраняются во время полетов на старте. Инструктор должен интересоваться ходом этой работы и участием курсантов в ней. На возникающих дефектах можно и нужно приучить их осмысленно относиться к неполадкам, к перебоям в работе мотора, оборудования, приборов, учиться распознавать признаки дефектов, причины их, накапливать опыт правильной оценки работы и принимать решения, соответствующие характеру работы и поведения техники.

Нельзя мириться с таким положением, когда курсанты не умеют решать практических вопросов, связанных с дефектами в работе приборов, мотора и т. п., в своих самостоятельных полетах. Например, в случае перебоя мотора на разбеге во время взлета курсант не прекращает взлета, а продолжает его, выполняет полет и еще чувствует себя «героем» по поводу такого «бесстрашия». Или, заслышав перебои на высоте 400 метров и увидев, что стрелка масляного манометра стоит на 0, он убирает газ и идет на вынужденную посадку вне аэродрома, в то время как у него отказал один цилиндр или манометр. Такого рода действия курсанта означают явное упущение в его подготовке.

Нужно заметить, что не все инструкторы правильно оценивают рассматриваемый вид учебы, несмотря на его огромную важность. Некоторые исходят из того, что в программах по изучению самолета и мотора включено преподавание необходимых теоретических сведений и практических работ по обнаружению и устранению дефектов. Но они упускают, что курс этот дает только первоначальные знания по эксплуатации и лишь знакомит с методикой обнаружения и устранения неисправностей. Устойчивые знания и практические навыки курсанты смогут приобрести лишь в ходе летного обучения на красной черте, на старте и в полете. Естественно, что главная роль в этом деле должна принадлежать инструктору.

Наши рекомендации